“Жизнь не так паршива, как кажется”

Не знаю, как вы, а я зачитывалась в детстве книгами Астрид Линдгрен. Мне нравилось, что в них отсутствовал назидательно-воспитательный тон, свойственный детской литературе, это были удивительные приключения детей - порой странных, одиноких, живущих в своем мире. Сейчас мне кажется, творчество Линдгрен повлияло на меня не меньше, чем воспитание и любовь родителей, друзья и школа. Только с годами я понимаю, что в ее произведениях говорится и о сиротстве, домашнем насилии, смерти и проживании горя.

Уже позже я побывала в музее сказок Юнибаккен в Стокгольме и прочитала несколько биографий Астрид (советую книгу Йенса Андерсена), а в прошлом году наткнулась на потрясающую книгу “Ваши письма я храню под матрасом. Переписка 1971–2002». Астрид всю жизнь писали дети, и она всем отвечала. А с одной девочкой, Сарой Юнгкранц, переписка длилась тридцать лет, то возобновляясь, то замирая, и прекратилась лишь со смертью писательницы в 2002 году.

Эта книга стала основой спектакля “немножко СЛИШКОМ одиноко” режиссера Петра Чижова (участника театрального проекта «Разговоры» Фонда Альма матер) в Большом Театре Кукол. Премьера состоялась 2 октября 2021. Спектакль родился на лаборатории БТК по книгам-биографиям. Инсценировка - Ксении Ярош, жанр - кукольный doc.

Перед показом 23 октября Ксюша Плюснина (актриса Социально-художественного театра) собирает всех в холле (большинство зрителей - школьники), показывает и рассказывает про книгу. А Пётр Чижов, который не мог присутствовать, передает привет по телефону и говорит, что спектакль - “про поддержку, которая всем нам сейчас нужна”.

А потом Ксюша ведет всех.. на чердак! Кажется, у всех нас в детстве была мечта о таком тайном чердаке, который создал художник Лёша Силаев. Таком, где можно прятаться после проказ и путешествовать в своем иллюзорном мире. Тут все экспонаты связаны с жизнью Сары. На двух огромных вешалках - женские и мужские костюмы, а между ними висит прозрачный невесомый комбинезон Сары - она будто судорожно цепляется за мать и отца в поисках поддержки. Ещё тут тряпичные куклы, платья, множество птиц, символов полёта - голубей-перчаток на крыше, больших голубиных голов, треснувших скорлупок яиц, из которых выклёвываются птенцы.

В спектакле целых три Сары (Алёна Волкова, Алёна Сергеева и Полина Савенкова/в другом варианте Ксюша Плюснина, они с Полиной меняются ролями) - наивная и нежная, мечтающая стать актрисой и сыграть заветную роль Фидели в детском фильме, Сара грубоватая и дерзкая в боксерских перчатках, Сара в бесформенном платье, неуверенная в себе, зажатая и страдающая. Актрисы по очереди читают письма Сары к Астрид, поддерживая друг друга и демонстрируя, что и в самом бунтующем и колючем подростке живёт трепетная ранимая душа.

В книге есть фотографии писем Сары, еще больше объясняющие раздирающие каждого подростка противоречия - со множеством подчёркиваний, большими и прописными буквами, постскриптумами.

Актрисы рассказывают о разных периодах в жизни девочки - первой влюблённости, школьном балу, о том, как она впервые напилась, о помещении в психологический центр для подростков, домашнем насилии и о том, что мать, которая должна защищать своего ребенка, предает ее. “Был бы у меня кто-нибудь, кто всегда бы оставался на моей стороне!”.

Когда боль становится невыносимой, Сару наряжают в блестящую накидку- кольчугу и вручают игрушечный меч - для защиты от побоев отца.

Порой в сюжет вплетаются музыка и песни Руслана Тухватуллина, еще полнее раскрывая мироощущение одинокого подростка. Ксюша Плюснина, выйдя на сцену, зачитывает права детей, по мнению психолога Любови Петрановской: право на своё мнение, право быть самими собой, право быть со своими родителями и другие. Право на творчество, поиск себя через искусство - важнейшее право, которое добавляет от себя актриса. А еще звучит речь Астрид Линдгрен “Нет насилию” на Премии Мира - о воспитании детей и об истоках их агрессии и жестокости, которые приводят к войнам.

Ответы Астрид Саре, как и ее бюст в кружевном платье с изящным зонтиком, появятся только в финале. Ответы, полные любви и нежности даже к неидеальной Саре, совершающей ошибки. Астрид Линдгрен сделала самое важное - дала Саре возможность быть увиденной и любимой, дала понять, что любить можно не только за что-то, но и безусловно.

"Я тут нашла клочок бумаги, вложенный в письмо… мне было примерно столько же лет, сколько тебе, когда я это написала: «Life is not so rotten as it seems». Жизнь не так паршива, как кажется. Но, как и ты, я думала, что жизнь паршива".

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии БТК

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения