У бродяг всегда красен лист календаря

Особенно приятно возвращаться к фильму Динары Асановой в день её рождения. 24 октября советскому режиссёру исполнилось бы 80 лет. Мы знаем её по таким фильмам, как: "Не болит голова у дятла", "Ключ без права передачи", "Беда". В честь юбилея режиссёра в кинотеатре "Ленфильм" был показан фильм Асановой "Пацаны".

"Пацаны" — социальная драма 1983 года, повествующая о нелегкой судьбе мальчишек-бродяг подросткового возраста. Воровство, курение с ранних лет, задирательство, приводы в суд — этапы, которые проживает трудный ребенок.  Но как из них выбраться — нужно искать наставника, который наведет на путь истинный.

Главные герои: Вова Киреев (Андрей Зыков), Борис Шмырев (), Андрей Зайцев (Олег Хорев) и Саша Белоусов (Сергей Наумов), среди других ребят живут в лагере, делят еду и кров. Всё это происходит под руководством Павла Васильевича (Валерий Приёмыхов), того самого наставника/основателя лагеря. Он взращивает в парнях жизненно необходимые качества: трудолюбие, доброту, любознательность и силу. За это время мы приближаемся к осознанию, через что в своей жизни проходит мальчик-бродяга: какие трудности и неудачи приготовила  ему судьба, а что наоборот может его обрадовать. Парню выдали горсть конфет — улыбка не сходит с его лица. Как легко найти бродяге неприятность, точно так же легко ему обрести счастье.

Драма полностью объясняет, какие обстоятельства побуждают подростков становиться «трудными», откуда берутся истоки этой проблемы. Родители-пьяницы или любители «отдохнуть от детей» рискуют подорвать любовь ребенка. Такая семейная неразбериха и подталкивает его к хулиганству.

Павел Васильевич произносит в фильме секрет хорошего воспитания: «В первую очередь их нужно любить, а не учить». Именно его любовь и вера взращивают в парнях чувство совести.

Парни свой лагерь считают волчьей стаей: выживает тот, у кого зубы больше. Они обращаются к принципу «ЧЕЧЕВО»: человек человеку — волк. Выросшие мужчины стараются «смять» молодых ребят, чтобы поскорее подчинить их для своей же выгоды. Но Павел стремительно с этим борется: призывает парней к доброте. Он верит в них и хочет, чтобы они сами в себя верили.

Но что делать, если нет никого, кто бы в тебя верил? «У каждого пацана должен быть мужик, которому он может сказать «ты»… хорошо, если это отец, но если его нет?» — произносит Павел. В этой фразе отражена главная задумка автора. Таких детей без отца очень много. И не каждый отважится помочь им.

Если отца нет, то стоит искать своего Павла Васильевича. Мужчину, решившего заменить ребенку «отцамать». Либо разрешить жизни учить себя. Как это сделали герои фильма — их учила жизнь, она их растила. На самом деле, драма получилась такой живой, потому что в ней сыграли настоящие бродяги: 7 человек пришли из интерната  на Удельной, остальные из колонии.

Фильм поминутно разобран на цитаты. И уже успел стать классикой для многих. Но мало кто знает, что осталось за кадром.

Драма получилась очень живой благодаря режиссерской работе. «Вы смотрите современные фильмы: в глазах актеров пустота, суета, они размахивают руками, кричат. А здесь, в этой драме,  у каждого героя есть глаза и человеческая реакция. Они слышат, видят, понимают». — Светлана Трусова, ассистент режиссера.

Сама Светлана сыграла в сцене, вырезанной из картины: мать капитана команды «Славяне» угощает водочкой сына, пока он играет на гитаре, с утра она просыпается пьяная на земле. Госкино это вырезало.

В советское время режиссерам пришлось нелегко: вырезали множество сцен. Сценарий Юрия Клепикова тоже подвергался многократному редактированию: что-то было вырезано Государственным комитетом Совета министров СССР по кинематографии. Однако и сама Динара вычеркивала некоторые сцены из первоначального сюжета. Всё потому, что она любила импровизацию актёров, всегда находила для нее место в сценарии. Так, например, развивалась сюжетная линия Андрея. Когда тот читает письмо своей сестры, этот кошмар - его жизненная история, не сценарий. Он поделился с режиссером, и неожиданно этот сюжет нашел место в фильме. Динара никогда не снимала кино строго по сценарию, однажды даже она написала статью с кричащим заголовком «Сценарий умирает — рождается кино». Потому что важнее не сценарист или режиссер, а хорошее кино.

В случае с Алешей (Алексей Полуян), его взяли на роль Синицына благодаря заботливой бабушке: та пришла на пробы съемок и поведала историю о том, что у него умерла мать. Динара  сразу же взяла мальчика на роль.

В годы создания фильма в Приозёрске по радио звучало объявление, что киностудия «Ленфильм» приглашает мальчиков в возрасте от 13 до 18 лет на съемку фильма. Пробоваться на роль приходили и дети с улицы, и домашние. Живее и интереснее оказались именно бродяги.

«Что самое главное, когда говорили «Камера. Мотор», у ребят не было суеты или стеснений. Им говорили — они делали. Атмосфера была потрясающая. Профессиональная. Мальчики сами построили лагерь, на территории которого проходили съемки. Многие  ребята тосковали, что скоро все закончится. Они сдружились. И им нравился процесс». Светлана Трусова.

В фильме звучат фрагменты песен Виталия Черницкого «Догони меня», «Рубаха», «Пуля горяча», Виктора Петрюлы «Бродяга».

Если кто-нибудь спросит вас: «О чем этот фильм?», молчание может стать ответом. Фильм о доброте. О ее поиске. Настолько эта тема неоднозначна, что на вопрос «А что такое доброта?» наши герои еще в начале фильма дают исчерпывающий ответ: «Добрый человек — это просто так не передать».

Текст: Ксения Махрова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения