Вы здесь
Главная > Театр > «Похожий человек». Страницы черно-белой жизни

«Похожий человек». Страницы черно-белой жизни

На следующей неделе в прокат выходит новый фильм Семёна Серзина «Похожий человек» — по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».

Первые зрители смогли увидеть картину в пятницу 28 октября в Невидимом театре. Помимо киносеанса состоялся увлекательный и содержательный диалог с создателями — режиссёром и драматургом. Они подключились ко встрече по видеосвязи.

Фильм, чьё появление предваряет спектакль Семена в Псковском театре, рассказывает о загадочном самоубийстве некоего Саши Иванова. Следователь собирает свидетельские показания и отчаянно пытается понять, что же стало причиной трагической гибели этого человека.

Разные люди говорят о самоубийце разное. Иногда кажется, что это вовсе несколько персонажей. Был ли он счастлив? О чем мечтал? Доволен ли был своей работой, отношениями, дружбой, творчеством? К сожалению, зачастую поиски ответов на подобные вопросы начинаются тогда, когда уже ничего изменить нельзя…

По словам Семёна, у фильма был небольшой бюджет, он создавался за десять съёмочных дней и это действительно короткий срок для полномасштабного художественного кино.

 

Главную роль должен был исполнить не сам Семён, а его брат, Евгений Серзин. Однако, из-за плотного графика Евгений вынужден был отказаться от проекта.

Надо отметить в фильме замечательные актёрские работы Максима Виторгана, Виктории Исаковой, Любови Толкалиной, Сергея Дрейдена, Таисии Вилковой и «невидимых» артистов: Юлии Башориной, Алексея Фролова, Алёны Митюшкиной.

Отдельную роль занимает город на Неве с его узнаваемой эстетикой: серый, дождливый, меланхоличный, замеревший в прошлом, подобно старым фотографиям, и по-настоящему живой, честный, документальный, как положено свидетельским показаниям.

Кроме того, важное место отведено музыке, а именно — Баху, которого режиссёр слушал в избытке во время пандемии 2020 года. В фильме музыка Баха звучит убедительно и гулко — с большой долей мистики и тревожности. Это некая дань памяти любившему композитора Андрею Тарковскому, чье 90-летие отмечается в год выхода фильма.

«Похожий человек», как признался Семён, своего рода продолжение фильма «Человек из Подольска». Снова исследуется личность в условиях обезличенного времени и нечеткого пространства, каким предстаёт странный новый мир. Мир, в котором, по всей видимости, лучше быть, чем не быть. Несмотря на пустоту, одиночество и скуку.

Картина представляет собой детектив, но совсем не обычный. По факту это расследование собственной жизни, изучение и анализ собственной судьбы, обнаружение ошибок и пробелов.

По мнению создателей, фильм «Похожий человек» получился мрачнее, чем пьеса «Свидетельские показания». Но режиссёрская идея в том, чтобы донести мысль: лучше пусть это происходит на сцене или на экране, но не в жизни.

Главный герой — человек отчаявшийся, полностью потерявший ориентиры и опору. В наказание за уныние, вследствие бесконечного самоедства, а также зависимости от чужого мнения (что более губительно?) его настигает смерть.

История «Похожего человека» — это поиск смысла в бессмысленном времени и пространстве. Как сказал автор пьесы Дмитрий Данилов, цитируя одного философа: «Когда человек начинает рассуждать о смысле жизни, он выходит из зоны интеллектуальной вменяемости. Иначе говоря, выглядит идиотом».

В завершение встречи зрителей с драматургом и режиссёром, длившейся дольше, чем фильм, стало ясно, что смысл жизни — в самой жизни, сложносочинённой, непредсказуемой, но точно не скучной.

Текст: Татьяна Кононова 

Добавить комментарий