Нормальные дети ведут себя нормально/ “Пока свободою горим”

Деревянные стулья, парты-коробки, огромный черный мат, деревянная доска, превращающаяся в качели - мир нового спектакля Упсала-Цирка "45 минут" аскетичен. Это не яркие "Сны Пиросмани" или воздушный "Эффект пинг-понгового шарика". "45 минут" - безусловно политическое высказывание, построенное, как сеанс у психотерапевта (недаром во время показа слышно, как зрители всхлипывают, недаром спектакль кончается оглушающими овациями). Тема спектакля - безжалостные силы, пытающаяся полновластно доминировать над человеком и уничтожать его. Создатели спектакля (режиссеры – Лариса Афанасьева и Ярослав Митрофанов) возвращают зрителей в чувственно знакомый и во многом универсальный опыт школы, как бы к первоначальной травме, чтобы, встретившись с ней и преодолев ее, мы могли столкнуться с той травмой и той вертикалью власти, с которой нам приходится взаимодействовать во взрослой жизни.

«45 минут» - это спектакль о школе, сделанный школьниками. Актёрам от 8 до 15 лет, это третий курс хулиганского проекта Упсала-Цирка. Ребята одеты в форму (художник по костюмам Анна Симакова), напоминающую не то пионерскую, не то и гитлерюгенд - черные ботинки и гольфы, коричневые шорты выше колена, коричневые рубашки, белые воротнички. У девочек волосы заплетены в косички. Спектакль прошит, с одной стороны, пушкинским стихотворением «К Чаадаеву», с другой, учительскими фразами-мемами: «Выйди и зайди нормально», «А голову ты дома не забыл?». В ответ на последнее актеры натягивают на головы рюкзаки, начинают кувыркаться и ходить колесом.

Спектакль выстроен из сцен-эскизов, сцен-зарисовок. Несколькими точными и скупыми штрихами фиксируются сцены, знакомые до мурашек на загривке и неприятного чувства внутри живота. Скука детей на уроке превращается в сложный пластически-акробатический рисунок, они буквально кувыркаются через парты, скатываются вниз, таскают друг дружку на спине. Актёры демонстрируют сцену травли - у мальчика в очках отнимают рюкзак, закрывают его партой-коробкой, с грохотом обрушивают на эту коробку град ударов. Звук - очень важная составляющая "45 минут". Весь спектакль пронизан четким, пульсирующим ритмом (тренер по ритму Денис Ведмецкий), в первую очередь заложенном в музыке (саунддизайнер Даниил Коронкевич, художник по звуку Александр Иванов). Он собирает и структурирует спектакль, позволяя зрителям ещё теснее слиться с актерами, ещё острее воспринимать невероятные, а часто и очень опасные номера. Акробатические трюки завораживают своей лёгкостью (тренер курса Георгий Зозуля), актеры забираются под самый купол – в первый раз, чтобы, как рэп, читать стихи Пушкина, второй, чтобы упасть спиной вперед куда-то туда, в пропасть (на земле их, разумеется, ждет мат, но все равно очень страшно).

Движение не прекращается ни на секунду. Колесо, переворот, кульбит – один за другим, один за другим, складываются в упорное и методическое сопротивление, которое завершается чтением «К Чаадаеву» тихим, спокойным хором: «И на обломках самовластья напишут наши имена!».

Текст: Соня Дымшиц

Фотографии Упсала-Цирка

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения