"Что вы любите больше – искусство или деньги?" - первым же вопросом ставит в тупик зрителей Александр Худяков в начале спектакля.
Александр - независимый петербургский актер. Его актёрские работы вы можете увидеть в Таком театре, Камерном театре Малыщицкого, Театре ненормативной пластики, Приюте Комедианта. А вот уникальная возможность увидеть постановку режиссера-Худякова - моноспектакль “Мамон. Ценность, взятая в залог” (художник-постановщик Анна Подволоцкая). Он основан на повести Николая Гоголя “Портрет” о начинающем молодом художнике Чарткове, который благодаря необыкновенному происшествию добивается заветной славы, потеряв при этом частичку себя. В “Портрете” много мистики, он рифмуется с уайльдовским “Портретом Дориана Грея”, но в постановке акцент смещается в сторону обмана и желании обманываться.
По форме спектакль напоминает стенд-ап, актёр активно общается с залом, предлагая зрителям угадать, какая картина - маститого художника, а где - детский рисунок, демонстрирует ловкость рук с карточными фокусами, гипнотизирует вертящейся кошкой и делится притчей о белых обезьянах. Перенасыщенное аудиовизуальное полотно спектакля с аниме, Магриттом, черно-белой графикой и перформансами с обливанием краской - демонстрация разных форм творчества и размышления о том, насколько каждая эпоха спекулирует искусством.
В гоголевский текст вплетается разговор о современном арт-рынке. “Это же Тищенко!” - помните фразу из “О чём говорят мужчины?”. Мы платим за искусство, потому что это дань моде? Способны ли мы сегодня в суматохе дней увидеть, расслышать нечто прекрасное, отличить истинное от бездушного, конвейерного? И как Артисту не растратить себя и свою искру, как устоять перед демоном-искусителем Мамоном? "Наша жизнь похожа на гипермаркет: можно брать с полок что угодно, но в конце за это придется заплатить".
В финале Александр, взяв в руки чистый холст, за пару минут сам создает картину... и продаёт её на импровизированном аукционе. Несмотря на то, что весь спектакль - по сути разговор о ценности истинного искусства и о том, как сложно отличить его от подделки, всегда находятся зрители, которые покупают картину. По словам Саши, к нему пару раз и после спектакля обращались с просьбой нарисовать ещё картины!
После спектакля 14 октября в Таком театре было обсуждение со зрителями. Александр рассказал, что спектакль “Мамон” начал формироваться в 2016 году, после выпуска “Эффекта Чарли Гордона” в Таком Театре.
“Я два года буквально жил в институте, стал тогда делать “Записки сумасшедшего”. Мне очень нравился материал, эта мистика гоголевская. Гоголь позволял мне испытывать мистическое ощущение страха. “Записки сумасшедшего” я возил на фестиваль SOLO в 2012 году, работу высоко оценили. Ещё я четыре года участвовал в фестивале короткометражных спектаклей в Эрарте. Это были моноспектакли. Мне вообще нравится этот жанр, я люблю монологи, честный разговор со зрителем, люблю “подключать” зрителя.
И вот появилась идея поставить “Портрет” Гоголя. Я увидел много соприкосновений с современным миром, тогда была как раз волна современных художников, они начали говорить, это были яркие манифесты, появился фильм “Выход через сувенирную лавку”, который сильно на меня повлиял. Задумывал я этот спектакль о тяжелой судьбе художника, которого никто не замечает, о том, что нужно делать, чтобы тебя заметили.
Мы создавали его вместе с Верой Шуркус, дизайнером Такого Театра, и Аней Подволоцкой. Он много игрался на аукционах, на уличных фестивалях. Тогда у меня была потребность остро высказаться. Сейчас спектакль приобрел чуть-чуть другое дыхание, и, мне кажется, он снова необходим - и для меня, и для зрителя.
Для меня этот спектакль о том, что “всё покупается и всё продаётся”. Как бы ты ни хотел служить подлинному искусству, всегда появятся люди, которые смогут этим спекулировать. Сами художники пытаются на этом наживаться - и теряют свой талант. Для меня самое важное - быть здесь и сейчас честным, не растерять себя. Я когда играю спектакли, думаю о себе, личные рефлексии в спектакль вставляю, свои переживания по поводу профессиональной деятельности. Слава богу, у меня есть ориентиры - хорошие режиссеры, которые не позволят мне свернуть, они меня очень поддерживают.
Александр поделился, почему больше любит играть отрицательных персонажей: “В них я больше вымещаю, мне кайфовее, когда можешь высказать то, что не высказываешь в жизни. В тебе это есть, но чтобы не копилось, ты выплёскиваешь это с помощью персонажа. Так что театр для меня - это всегда рефлексия, ничто другое, только образ мыслей, идеи”.
Следующий показ “Мамон. Ценность, взятая в залог” на площадке Скороход - 24 ноября.
Текст: Наталья Стародубцева
Фото: Наталья Тютрюмова