«Послание к Человеку» XXXII. День пятый: доканимация

Две прекрасные программы были показаны 25 октября в рамках фестиваля «Послание к человеку». Одна из них - "Фильмы Школы документальной анимации", вторая - конкурс экспериментального кино "In Silico", как всегда, собрал полный большой зал кинотеатра "Родина". 

"Привидения в Алтуфьево / Ghosts in Altufyevo"
Жанры: анимация, короткометражный. Режиссер: Яна Исаенко

Первая программа - "Фильмы Школы документальной анимации", существующей при МКФ дебютного документального кино "Рудник" и представившей своеобразный отчёт за пятилетие своего существования. Инициатор и главный вдохновитель как Школы, так и МКФ "Рудник", Марина Разбежкина рассказала в переполненном зале зрителям историю появления Школы и об особенностях ее текущей деятельности.

Документальная анимация - явление не очень известное, хотя первый подобный фильм "Гибель "Лузитании" вышел на экраны больше сотни лет назад. Видимый в названии оксюморон на самом деле отсутствует. Реальные истории, выраженные с помощью анимации, при понимании правил кинопостроения, обладают возможностью за счёт использования дополнительных, обобщающих законов воздействия на зрителя, более глубокого восприятия и понимания заложенных в фильме идей.

"Труднопроизносимое / Difficult to Pronounce"
Жанры: анимация, короткометражный. Режиссер: Надежда Щербакова

В России доканимацией (принятое название) занимаются, практически, только в "Школе". Тем интереснее было увидеть эту программу. Представленные в ней студенческие работы не равны по мастерству, но, несомненно, дают мощный импульс для развития этого направления. Сюжеты и темы работ различны, подробный рассказ в рамках этой короткой заметки труден. Ограничимся несколькими примерами:

"Дополнить ничего не могу". Реж. Т. Стефаненко. Правнучка расстрелянного тройкой при ОГПУ служащего, обвинённого в "контрреволюционной агитации", пытается в ФСБ узнать подробности судьбы своего прадеда;

"Труднопроизносимое". Реж. Н. Щербакова. Рассказ о попытке лечения заикающегося ребёнка;

"Я сняла квартиру". Реж. П.Кампиони. Опыт жизни в чужой квартире с чужими вещами.

... 18 фильмов общей продолжительностью 1,5 часа. Программа, в которой документальность проявляет себя не в качестве фиксации, но в качестве элемента доканимации - интересного и перспективного способа усиления взаимодействия между экраном и зрителем.

"На**я? / Why the F***?"
Жанры: экспериментальный, короткометражный. Режиссер: Вера Пирогова

Вторая программа - конкурс экспериментального кино "In Silico", как всегда, собрал полный большой зал кинотеатра "Родина". 11 показанных лент ,  коротких, ёмких, многослойных, требующих внимания и внутренней готовности к совершенно неожиданным форме и содержанию, предлагают различные темы, способы их представления, И, в целом, представляют (хоть и избитое, но точное определение) широкую панораму сегодняшней жизни во всей её разнообразности. И здесь вынужденно ограничимся несколькими примерами:

"На **я". Реж. В. Пирогова. Самый "хулиганский", с большим количеством "запикивания", фильм - история, иллюстрированная движущимися игрушками LEGO, о некоем эвакуированном деревенском жителе, не успевшим накосить траву, накормить оставленных "курей" из-за непрерывных обстрелов;

"В мгновение ока". Реж. Х.М. Кинтана. Внешне беспристрастное свидетельство об уничтожении за неделю 700-летнего католического храма, на месте которого появляется банк;

"Точки, линии и зигзаги". Реж. Н. Спиридонов. Рассказ об уничтоженной любительской киностудии в г. Дубна на основе немногих сохранившихся материалов с использованием метода известного кинорежиссёра Артавазда Пелешяна, изложенного в его книге "Моя вселенная и теория поля";

"La Bagatelle". Реж. М. Басов. Талантливо срежиссированная зарисовка, в которой капли падающей воды на различных фонах, плоскостях, геометрических фигурах etc образуют музыкальную композицию, обозначение которой вынесено в заглавие фильма.

Смотря эту программу, начинаешь с большим энтузиазмом верить в хорошие перспективы отечественного кино. Хотя, конечно, dum spiro spero.

Текст: Юрий Ильин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения