«Послание к Человеку» XXXII. День третий: из Казахстана в Бразилию по местам Шукшина

Международный кинофестиваль "Послание к Человеку" продолжает свою работу. Показы 23 октября шли на пяти площадках. Конечно, уследить за всем и успеть на всё многообразие и многозалье фестиваля невозможно. Остаётся пытаться вычленить самое интересное.

"Жемчужиной" третьего дня показов (впрочем, будучи "жемчужиной" и безотносительно фестиваля) стала картина "Обучение Адемоки" казахского режиссёра Адильхана Ержанова. Отечественному попкорно-развлекающемуся кинозрителю имя Ержанова, по всей видимости, ничего не говорит. Вследствие чего большой зал кинотеатра "Аврора" был заполнен, в лучшем случае, на четверть. Зато немногочисленные "знающие" и "понимающие" в своих ожиданиях не обманулись. Фильм, обозначенный в описаниях как "драма", на таковой мало похож. Вежливое прысканье в кулак или просто откровенный хохот были слышны почти всё время демонстрации "Обучения...".  Сюр  --  бурлеск  --  сатирически-драматическая (последнее  -  немного!) комедия, где реальные предметы подчёркнуто бедного антуража картины представляли не сколько самих себя, сколько подчёркивали некий абстрактный, совершенно кафкианский сюжет поступления подневольной попрошайки-профессионала в непонятный гуманитарный ВУЗ, разыгрывается по законам, присущим творчеству Саши Чёрного, Самуила Беккета и, вместе с тем, близким к комедиям Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова.

Представлявший картину П. Щепотинник справедливо заметил, что, посмотрев этот фильм, неминуемо начнёшь смотреть и все остальные картины Ержанова.

С чем пишущий эти строки полностью согласен.

Алексей Федорченко - единственный режиссёр, представленный на фестивале сразу двумя картинами. Об одной мы уже писали, теперь о его документальной ленте "Монета страны Малави". Собственно, картина не об этой небольшой отсталой южноафриканской стране, но о В.М. Шукшине, точнее о том, какими способами сохраняется память на Алтае о своем знаменитом земляке. Путешествуя вместе с Федорченко по памятным местам, с Шукшиным связанными, мы грустно наблюдаем за псевдовозвеличиванием героя картины. Мы видим:

- помпезные скульптуры. У одной из них, помпезно возвышающейся над селом Сростки - родиной писателя, натёрт до блеска громадный большой палец на ноге (на удачу!). Одно из предварительных названий картины было "Золотой палец Шукшина");

- эксплуатацию слогана "Калина красная»: название шоколада, поезд повышенной комфортности, спектакль "по мотивам", где Андрей Мерзликин изображает Шукшина, Мария Шукшина - свою мать, Л. Федосееву-Шукшину, а Надежда Бабкина - просто поёт...;

- многочисленные разнокалиберные суда, носившие (потонули!) и носящие имя героя картины. Интересно, что название "Василий Шукшин" - чемпион по количеству судов, названных в его честь.

- стандартно организованные "народные гуляния", предваряемые не очень грамотными выступлениями местных чиновников;

- наконец, юбилейная монета, выпущенная в Малави к 80-летию Василия Шукшина. На серебристом фоне изображён сидящий позолоченный Шукшин рядом с веткой калины...

Но, вместе с тем, мы слушаем и наблюдаем за, как написано в титрах, "героями ненаписанных рассказов Шукшина", простыми "чудиками", действительно, так и просящимися в ненаписанный том сочинений писателя-актёра-режиссёра.  Просто -- хорошего человека!

Эпиграфом к картине,  уважительной к герою и немного грустно-сатирической по отношению к тому, что происходит вокруг его памяти, Федорченко поставил слова бывшего министра культуры России В. Мединского: «Алтайская земля настолько богата, что могла без подготовки – раз! – и родить Василия Макаровича Шукшина».

Вот уж!..

В конце бразильской ленты "Мадалена" режиссёра Мадиано Маркети появляются слова, которые также могли стать эпиграфом к этому фильму: "Бразилия держит первое место в мире по числу убийств трансвеститов". Но картина не сколько об этом, столько о самой стране через рассказ о трёх женщинах, имеющих какое-то непонятное отношение к той, чьё имя вынесено в заглавие, и появляющейся но экране на короткое время уже неизвестно от чего мёртвой, лежащей в белом платье на бескрайнем, засаженном соей, зелёном поле. Истории героинь разные и, соединившись друг с другом при дележе вещей уже ушедшей из жизни Мадалены, они пытаются, как умеют, найти себя, стараясь смыть с души и тела (буквально!) прошлое, нам не известное, но, несомненно, совсем не радостное.

Несмотря на недавнее появление на экранах, фильм - обладатель многих престижных наград на международных фестивалях в Стамбуле, Лиле, Гуанахуато, Сан-Пауло.

Фестиваль продолжается!

Текст: Юрий Ильин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения