“Послание к Человеку” XXXII. День второй: пресс-конференция и “Большие змеи Улли- Кале”

Пресс-конференция фестиваля "Послание к Человеку" прошла подчёркнуто буднично и коротко 22 октября в кинотеатре "Аврора". Были представлены члены жюри конкурсов. Президент фестиваля, Алексей Учитель, обратился к журналистам с пожеланием шире освещать программы, были оглашены несколько достойных фестиваля цифр, подтверждающих значимость фестиваля на мировом киногоризонте.

В частности: было прислано 1430 фильмов из 70 стран (!). Аккуратно были отмечены небывалые за всё время существования фестиваля трудности при его подготовке, наконец, были подчёркнуты необыкновенные широта и разнообразие программ и стремление в рамках показа программ к объединению человечества, в том числе, исходя из названия фестиваля, которое может быть расширено: "Послание к Человеку"  -  Послание к Любви. Все выступавшие единодушно заявляли о необходимости «Послания...", несмотря на "понятную нам всем ситуацию". Другими словами, известное выражение " Inter arma silent Musae" категорически отрицалось.

Подтверждением неповерженности статуса фестиваля могут служить только что появившиеся в интернете слова авторитетнейшего Андрея Плахова (покинувшего, кстати, в этом году ММКФ по принципиальным соображениям):

"ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, возможно, последний /фестиваль/в России, который пытается сохранить свою международность и соответствие фестивальным критериям в сегодняшней ситуации."

И, даже не "возможно", а, наверное, он прав!

Кроме торжественного открытия Фестиваля, транслировавшегося в сети, главным событием прошедшего дня нужно считать мировую премьеру нового фильма Алексея Федорченко "Большие змеи Улли- Кале". Представляя фильм, куратор программ фестиваля, Алексей Медведев, высказал (справедливую!) мысль о том, что режиссёра во всех своих картинах интересует История. Причем интересует так, что он не может остаться в её реальных пределах и расширяет её своими видением и представлением. "Большие змеи...", в том числе, действительно историческая картина, основной линией действа может служить противопоставление предводителя кавказских горцев Шамиля и его идеологического противника, политического и общественного деятеля Кунта-Хаджи Кишиева. С точки зрения понимания исторических процессов, до сих пор происходящих на Кавказе, картина даёт очень много. Однако, как в этой картине, так и во всех работах Федорченко, большую, а, может быть, и первоочередную роль играет не только содержание, но и форма, зачастую даже превалирующая в восприятии картин, начиная с хулиганского дебюта "Первые на Луне", в котором, не моргнув глазом, режиссер "на полном серьёзе" рассказал об экспедиции советских космонавтов на Луну в середине 30-х годов прошлого века и принятую большинством зрителей за чистую монету. В своих лентах режиссер успешно ниспровергает все мыслимые и немыслимые каноны и стандарты делания кино  -  достаточно вспомнить его "Последнюю "Милую Болгарию", "Небесных жён луговых мари" и многие другие.

В "Больших змеях..." история взаимодействия России и Кавказа, с одной стороны, опирается на изученные и проверенные (хотя порой кажущиеся совершенно фантастическими) факты, а с другой - заставляет вспомнить творчество Хармса, Зощенко, Курёхина. Сложный компот, казалось бы, несопоставимых элементов построения картин, чередование цветного и черно-белого изображений, размера экрана, различных видов анимации, документального и псевдодокументального, жанров  -  от гротеска до драмы, ироническое совмещение дат, исторических персонажей etc  -  всё это делает  Алексея Федорченко одним из интересных и значимых режиссеров современности, уверенно расширяющего рамки киноязыка!

Автору этих строк удалось посмотреть ещё одну картину португальского режиссёра Жорже Жакома "Super Natural". Задумавшись над тем, как картину охарактеризовать, упомянутый автор не нашёл ничего лучшего, как воспользоваться анонимной её характеристикой, найденной на просторах интернета:

"Super Natural — это фильм, который говорит и слушает, который вмешивается и ищет тех, кто его смотрит. Его желание состоит в том, чтобы отказаться от экрана, чтобы посмотреть на тех, кто смотрит на него, и послушать их, но также и чтобы его обоняли и увидели за пределами того, что видят. Сверхъестественное — это трансцендентный опыт, происходящий вне тела, всех тел, но особенно своего собственного. Это похоже на сверхсилу, и в этом движении она фокусируется на образе, чувственном существовании, с которым вы собираетесь говорить. Вот почему этот фильм стремится спекулятивным жестом активировать эффект, гипотетическую релаксацию, сенсорный опыт для тех, кто находится за пределами экрана, как если бы они были на нем."

И если кто чего в этом тексте не понял, уже в третий раз упоминающийся автор не виноват!

Текст: Юрий Ильин
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения