Египтомания в Эрмитаже

Открытие выставки «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном» состоялось 28 октября в Эрмитаже. На выставке представлено более семисот памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Выставка будет работать до 9 апреля 2023 года.

Цивилизация Древнего Египта возникла в долине Нила около 5000 лет до нашей эры и просуществовала до 300 года нашей эры. Эта цивилизация оставила огромное культурное наследие: произведения искусства, созданные египетскими мастерами, еще в древние времена вывозились в разные уголки мира и вдохновляли иностранцев. Это интересное явление с конца XVIII века называют египтоманией. Андрей Олегович Большаков, заведующий Сектором Древнего Египта Государственного Эрмитажа, рассказал журналистам о предшественнике Шампольона - Атанасиусе Кирхере, иезуите, ученом, жившем в XVII веке, главном толкователе египетских письменных источников. Он оставил множество работ на эту тему и «переводов», в которых нет ни одного попадания. Он не переводил, а истолковывал тексты, при этом в других областях он был серьезный ученый, знавший китайский и коптский языки, но его знания опирались на мистику. Наконец, в век Просвещения (вторая половина XVII – XVIII века) начались научные попытки начать расшифровывать египетское письмо. Во второй половине XVIII века были поняты какие-то знаки и даже некоторые слова, но очень немного. Информация, которой располагали, представляла собой смесь из достоверных и недостоверных источников. Отличить памятники египетские от античных было невозможно. Перейти к более научному изучению египетских памятников стало возможным после египетских походов Наполеона (1798-1801 гг).

Наполеон отличался от других завоевателей тем, что он был умным, образованным, он был книжником, много времени посвящал чтению. Наполеон хотел превратить Египет в базу европейской культуры на пути в Индию. Он собрал группу из 160 человек, что-то вроде знатоков, среди которых были ученые, инженеры, картографы. Серьезное изучение древности в их планы не входило, но, когда они увидели эти памятники, они стали больше заниматься древностями, чем изучением природы. Хотя поход оказался неудачным, в конце 1801 года французская армия отправилась домой, тем не менее египетская экспедиция Наполеона привела к росту интереса к древней истории Египта. В результате экспедиции было собрано и вывезено огромное количество памятников.

Началось описание собранных материалов, разное количество томов вышло в разных изданиях.  Был опубликован монументальный труд «Описание Египта». На выставке представлены листы из первых изданий с настенными рисунками гробницы Пахери, изображения из памятников древних Фив, виды древнеегипетских храмов. Материал о древних памятниках Египта стал доступен для изучения. Кроме того, во время наполеоновского похода в 1799 году был найден Розеттский камень с иерографической надписью, надписью скорописью и надписью на греческом языке. Камень был обнаружен близ города Розетта на западном рукаве дельты Нила и направлен в Каир, где, по приказу Наполеона, за год до этого был открыт Институт Египта. В январе 1800 года с Розеттского камня было снято несколько копий, три из которых направили в Париж. Была прочитана греческая надпись и сделано предположение, что две другие – повторяют текст, вернее, греческая – повторяет египетские тексты. Начались попытки расшифровки египетских текстов. Были найдены и идентифицированы некоторые имена. Были предположения, что в овальных рамочках, называемые картуши, заключались царские имена, что в дальнейшем подтвердилось. Были дешифрованы некоторые географические наименования, например, Александрия, так как имя Александр было известно. Но на этом расшифровка остановилась., потому что предполагалось, иерография является передачей не звуков, а смыслов. Скоропись была понята как египетское письмо, казалось, что там алфавит. Много людей, которые бились над этой проблемой – дешифровкой египетского письма, просто от нее отошли.

Жан-Франсуа Шампольон увидел копию надписей с Розеттского камня в 1801 году, когда ему было всего одиннадцать лет. И посвятил расшифровке египетских надписей всю свою жизнь. Она у него была короткой, он прожил всего 42 года. Он делал ошибки в своей работе, делал шаг вперед, потом шаг в сторону. В 1822 году он понял, что иероглиф передает звуки не только при передаче иностранных имен, как это считалось ранее, но и в других случаях. В день дешифровки Шампольон получил копию древних египетских надписей, где сумел прочитать имена царей древнего Египта – Рамзеса и Тутмоса. Это были два первых слова, расшифрованные вне билингвы Розеттского камня. Это не чужие имена, а свои, настоящие имена египетских царей. Открытие Шампольона состояло в том, что он понял, что египетский иероглиф передает фонетику. Как отметил Н.О. Большаков, это не совсем так, иероглифика передает фонетику своеобразным образом, но принцип был понят верно. С этого момента началась египтология. А египтомания получила мощный толчок от наполеоновских походов. После его похода стало известно достаточно много образов египетского искусства. Стиль ампир, возникший в Европе после наполеоновских войн, это очень сильно египтизированный стиль.

Специфика и сложность в подготовке настоящей выставки в том, что у египтомании нет границ, она пронизывает разные культуры и направления искусства. Организаторы выставки шли по хронологии, с одной стороны, а с другой стороны, по темам, поэтому выставка охватывает нескольких тем:

- античность: реальной египтизирующей античности в музее нет, но есть памятники, созданные в XVIII веке, воспроизводящие египтизирующие памятники римские, т.е. это уже вторичная египтизация;

- ренессансная египтизация;

- много памятников XVIII века;

- наполеоновский поход и его последствия;

- раздел, посвященный Шампольону, где представлены научные труды Шампольона и его предшественников, подлинные древнеегипетские памятники, а также копии надписей Розеттского камня, сделанные в начале XIX века;

- много образцов прикладного искусства;

- театр, вдохновленный египетской культурой;

- так как Петербург – самый египетский город России, то представлены фотографии, представляющие египетские мотивы в нашей архитектуре.

Произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа представлены вместе с экспонатами из собраний шестнадцати учреждений культуры.

Текст: Наталья Шек
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения