Дмитрий Матвиенко: дирижерский дебют в БЗФ

Концерт академического симфонического оркестра филармонии под руководством Дмитрия Матвиенко состоялся 23 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Прозвучали увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра и Симфония №6 «Пасторальная» Бетховена.

Слушатели пришли на концерт, в первую очередь, чтобы познакомиться с молодыми музыкантами: дирижером Дмитрием Матвиенко и солисткой Надеждой Кучер, и, конечно же, не пожалели. Публика тепло встречала оркестр, дирижера и солистку, а после исполнения каждого произведения устраивала бурную овацию.

Дмитрий Матвиенко – победитель престижного Международного конкурса молодых дирижеров имени Н. Малько. Николай Андреевич Малько (1883-1961) - выдающийся русский дирижер, который в 20-х годах 20 века был главным дирижером Ленинградской филармонии, с 1927 года – директором филармонии, в 1925-1928 являлся профессором Ленинградской консерватории. Н. Малько – первый исполнитель Пятой симфонии Мясковского (1920) и Первой симфонии Шостаковича. Его учениками в свое время были Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский, Илья Мусин, Николай Рабинович, Борис Хайкин. С 1929 года Н. Малько жил и работал за границей, сначала в Дании, где дирижировал оркестром радио Копенгагена, а с 1940 года – в США. В 1956 году он был пригашен в Австралию, где основал и возглавил Сиднейский симфонический оркестр.

Конкурс молодых дирижеров имени Николая Малько был учрежден в 1963 году. Начиная с 1965 года, конкурс проводится раз в три года. В 2021 году по результатам отбора в конкурсе участвовали 24  дирижера в возврате 20-35 лет из 17 стран. Первую премию получил Дмитрий Матвиенко (Беларусь).  

Дмитрий Матвиенко родился в 1990 году в Минске, но учился сначала в Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора Т.Немкиной), а затем в Московской консерватории (класс профессора С.Калинина). В 2014 году Дмитрий Матвиенко стал победителем  Международного конкурса молодых дирижеров имени Витолса в Риге.

Победа в престижном конкурсе имени Н. Малько, конечно, способствовала карьере музыканта. В предыдущем сезоне Дмитрий Матвиенко работал с оркестрами театров Карло Феличе в Генуе,  Комунале в Болонье, Реджио в Турине, а также с симфоническими оркестрами Аделаиды и Южной Ютландии и филармоническими оркестрами Монте-Карло и Бергена. Сезон 2022/2023 у дирижера также будет насыщенным и интересным. Пожелаем молодому дирижеру дальнейших успехов.

На концерте 23 октября было исполнено необычное произведение Глиэра – концерт для голоса с оркестром. Интересно, что этот концерт композитор создавал в 1942-1943 годах. Несмотря на время создания концерт, состоящий из двух частей, оставляет впечатление  радости и света. Солировала сопрано Надежда Кучер. Молодая певица знакома петербургской публике: в 2007 она году выступала на сцене Театра и оперы Санкт-Петербургской консерватории, а в 2009 пела в Санкт-Петербургском Михайловском театре. У Надежды Кучер много наград в области оперного искусства. Певица - лауреат международных конкурсов Б. Тулегеновой (Казахстан, 2007) и И. Богачевой (Санкт-Петербург, 2007), она также является обладательницей Гран-при и приза зрительских симпатий Международного конкурса вокалистов в Голландии (1912), а также лауреатом Международного конкурса оперных певцов в Кардиффе (2015; Гран-при).

Надежда Кучер обладатель премии «Золотая маска»: в 2012 году за исполнение ведущей партии в опере П. Дюсапена «Медея» на Шестом Дягилевском фестивале в Перми под руководством Т. Курензиса, в 2015 году за исполнение партии Донны Исабель в опере «Королева индейцев» Перселла, поставленной Пермским театром.

Надежда Кучер успешно выступала на оперных сценах за границей. В опере Верди «Травиата», поставленной 2015 году в Берлинской государственной опере (постановка Д.Дорна, дирижер Д. Баренбойм) певица исполнила партию Виолетты. В Большом театре Женевы  в том же году Надежда Кучер  исполнила партию Матильды в опере Россини «Вильгельм Телль».

В сольной вокальной партии концерта Глиэра Надежда Кучер показала все свое мастерство и продемонстрировала невероятные возможности голоса. Она легко преодолевала все технические сложности партии, ее исполнение было очень эмоциональным и нежным, что было оценено слушателями. Публика долго не отпускала певицу, выражая свой восторг бурными аплодисментами.

Во второй части концерта прозвучала Симфония №6 «Пасторальная» Бетховена. Шестая – единственная программная симфония композитора, состоящая из пяти частей вместо традиционных четырех. Шедевр композитора под управлением Дмитрия  Матвиенко прозвучал задушевно и живописно. Слушатели прочувствовали яркие изобразительные мотивы: состояние природы от спокойствия до грозы и бури в четвертой части. Услышали напевы иволги, а также переклички соловья, перепелки и кукушки во второй части, прочувствовали веселое сборище поселян в третьей.  

Текст: Наталья Шек
Фото: Анна Флегонтова
(предоставлено пресс-службой Филармонии)

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения