Вы здесь
Главная > Театр > Анна Франк: Игра в «семь гульденов», ценою в жизнь

Анна Франк: Игра в «семь гульденов», ценою в жизнь

9 октября в стенах камерного театра СХТ давали спектакль, заставляющий стынуть кровь в венах и открывающий слезные потоки даже у самых «хладнокровных» — постановку по известным всему миру дневниковым записям 13-летней Анны Франк, еврейской девочки, скрывающейся со своей семьей в убежище в Амстердаме от нацистов на протяжении двух лет. Как многие из вас знают, из всей семьи пережил вторую мировую войну только отец девочки – Отто Франк. Сама же Анна Франк и ее сестра Марго умерли незадолго до окончания войны в концлагере Берген-Бельзен от тифа. За два года, находясь в заточении в убежище, девочка-подросток описывала в своем дневнике все ужасы, обличавшие нацизм, вымышленной подруге Китти. Затем Анна решила превратить свой дневник в роман, редактируя его и внося правки.

Все мы с молоком матери впитали знания обо всех ужасах войны, нацизма и горя, которые пережил мир, а вместе с ним и Анна Франк. Но кто бы мог подумать, что в 2022 году эта история, поданная спектаклем в СХТ на Биржевой, всколыхнет воспоминания и вытащит их из самых глубин на поверхность. «Пока со всем человечеством не произойдет гигантская метаморфоза – войны будут продолжаться» — произносит со сцены исполнительница роли Анны Франк Ксения Плюснина в столь полной тишине, что зрители даже слышали биение собственных сердец. И всхлипы девушки слева от меня, державшей в руках оригинал издания «Дневники Анны Франк».

Сам спектакль погружает нас в богатый впечатлениями и эмоциями мир подростка, с его проблемами и открытиями, горестями и радостями. Ксения Плюснина сыграла все эмоции так, словно ты реально находишься вместе с ней в убежище. Это и о первой влюбленности, и о любви к отцу и, напротив, нелюбви к матери, и о быте. На сцене всего двое – помимо Ксении, в углу сидит Константин Соя, играющий Карла Йозефа Зильбербауера, который арестовал Анну и ее семью и отправил их в лагерь. Еще в начале спектакля Карл (Константин Соя) объясняет правила – он бросает кубик на игровом поле и по выпавшему номеру определяет день (с июля 1944 по август 1945 гг.). Именно выпавший в ходе игры день из своей жизни и показывает Анна. Иногда игрок подходит к зрителям и позволяет им бросить кубик. Таким образом, следующий сюжетный поворот неизвестен. Однако финал все же определён, и от этого гирьки на сердце становятся тяжелее. Не менее тревожно выглядит и сцена, построенная в виде кубика, что напоминает газовую камеру, потому как через каждые 15 минут звучит таймер и Карл обходит куб, стуча по боковым балкам декорации, и с резким звуком выходят клубы сценического дыма. Тревога. Снова новый день. Маленькая Анна в эти моменты забивается в угол и рыдает, но затем звучит новая дата и она оживает, не теряя оптимизма, рассказывает дальше.

Заканчивается спектакль одинокой Анной, судорожно бросающей игровой кубик об пол, надеясь на следующий день. Затем на белом полотне позади нее проектор выводит реальные кадры из жизни Анны, ее семьи и детей-узников концлагерей. Гаснет свет. Бурные аплодисменты. Слезы. Стоит гробовая тишина и зрители не двигаются с мест еще в течении нескольких минут. Make love, друзья, not……

Текст: Владислав Прусс

Фото: Елена Карпова

Добавить комментарий