Вы здесь
Главная > Театр > Re: док 2022: обратить внимание внутрь, а не вовне

Re: док 2022: обратить внимание внутрь, а не вовне

В Петербурге с 13 по 18 сентября на площадках театра Особняк и Зал# 3 проходил фестиваль документального театра Re: док 2022.
Концепция фестиваля — 3 С. Смотреть, слушать, создавать. Посмотреть можно было пять спектаклей, которые привёз главный гость — московский Театр.Doc. Возможность сотворчества предоставила драматург Соня Дымшиц — зрители писали тексты в телеграм-боте или дополняли инсталляцию «Зоны документальной безответственности» — становясь соавторами спектакля «Самостоятельная работа».



«2R: Rежиссер и Rеальность»

Из обширной образовательной программы (перформативная читка, мастер-классы) мы посетили лекцию Александра Худякова, актёра Такого Театра, Плохого театра, Камерного театра Малыщицкого, Театра Ненормативной пластики, а скоро и Приюта Комедианта (1 и 2 октября — премьера “Идиота”) .

Александр рассказал о своем режиссерском опыте — документальной постановке Post scriptum про подростковый суицид, основанной на переписках в соцсетях кураторов и их жертв секты «Синий кит», о совместной работе над пьесой с Викторией Ясенович, поделился механизмом работы с текстом и основными ошибками.

Поговорили о взаимодействии режиссера, актера и текста. Как говорит Александр, самое важное для режиссера в документальном театре — давая четкие установки актеру, не сбить его внутреннюю актерскую природу. “Хороший режиссер старается всю твою природу вытащить в роль”. А актеру главное — верить в себя, в своё правильное существование.



«Я пытаюсь существовать как документальный актер во всех спектаклях, в которых играю. Документальный театр — именно то, как надо говорить со зрителем, настоящий учебник актерского мастерства, когда надо не играть, а просто думать и чувствовать, как твой персонаж».

О Театр.doc
Театр.doc – прародитель российского документального театра, за 20 лет ставший культурным феноменом. Главное в Театр.doc — исследование человека, возможность прямого и честного высказывания. Здесь впервые в России были поставлены пьесы Дмитрия Данилова и других знаменитых драматургов; здесь начинали режиссер Иван Вырыпаев и сценограф Ксения Перетрухина. Среди спектаклей, которые привез театр на фестиваль — «Солнечная линия» Владимира Гасанова по пьесе Ивана Вырыпаева, нескончаемый горький диалог о близости и невозможности гармонии и партнёрских отношений. “Медуницы” режиссёрок Капитолины Орловой и Полины Ворониной — исследование, что движет людьми в поисках удовольствий и какое оно, у каждого своё? “Что вы делали вчера вечером?”- режиссёрский дебют одного из самых востребованных сегодня в России драматургов Дмитрия Данилова по его же пьесе. Расскажем подробнее о еще двух постановках на фестивале.

Берегите ваши лица!
“Урод” — первая режиссёрская работа актера Антона Ильина по одноименному произведению немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. По его пьесам поставлены спектакли во многих странах мира, а Кирилл Серебренников кроме спектакля в Гоголь-центре снял фильм «Мученик».

Представьте, вы прожили полжизни и вдруг узнали, что вы — урод. Все окружающие считают так, даже ваша жена. Что вы будете делать? Смиритесь или попробуете исправить своё, оказывается, премерзкое лицо? Таким вопросом задается главный герой — инженер Летте. Внезапное открытие влечёт за собой неприятную правду: из-за внешнего вида он не поедет на конференцию представить свою работу, вместо него отправляют амбициозного ассистента. Жена не может видеть его лицо, поэтому всегда смотрит в один глаз. Но после пластической операции все волшебным образом меняется. Летте становится эталоном красоты, теперь не только жена от него без ума — ни одна женщина не может устоять, шеф мгновенно делает его лицом компании, город заполоняют сотни мужчин, выглядящих так же, как он — все захотели стать идеальными. А Летте меняется, и не в лучшую сторону.

Одновременно эта история напоминает и рассказ “Синие линзы” Дафны дю Морье о женщине, которая после операции на глаза стала видеть людей в их истинном животном обличье, и “Цветы для Элджернона” — о слабоумном парнишке, высокий IQ которого после операции отталкивает, злит и пугает мнимых бывших друзей.
Аскетично оформление спектакля, на первом месте — ритмичный текст, “минимализм и точность, помноженное на чувство юмора”, как говорит Антон Ильин. Актеры играют отстраненно, Летте, например, держится одной и той же интонации. Почти все исполняют по несколько ролей — Марина Ганах — самоуверенный ассистент Карлманн и похотливый сын богатой дамы, София Сальман — жена и престарелая мадам, Владимир Гасанов — начальник и хирург. Сцены перетекают плавно, актеры перевоплощаются, только закончив одну фразу и подхватывая ее от другого лица, лишь меняя атрибуты персонажа — розовые очки, вуаль или пиджак.



Создатели “Урода”определяют жанр как театральный ситком. И в самом деле, множество неловких и смешных ситуаций, в которые попадает герой, напоминают тв-шоу. Но сквозь эти грубые мазки просвечивают острые вопросы: Все мы социальные существа и стремимся понравиться, но как далеко мы готовы зайти? Мы — это те, какими нас видят? А какие мы настоящие? Как не потерять свою индивидуальность в погоне за мечтой об идеале?

Трое лучше, чем двое, или как найти любовь в большом городе
“24 плюс” поначалу напоминает исповедь или разговор с психологом — три актера (Владимир Гасанов, Антон Ильин и Марина Ганах), обратившись к залу, по очереди рассказывают истории. Это муж, жена и любовник, и их монологи перетекают в откровенный разговор о любви, ревности, сексе, многочисленных бывших (присоединяются актрисы Марина Карлышева и Вера Дровеникова) и созависимых отношениях. А любовный треугольник превращается в эксперимент по созданию нового мирового порядка в духе Маяковского — герои начинают жить втроём…


“Абьюзер-недоюзер”, который не умеет выражать свои чувства? Или он просто тебя не любит? Можно ли начать новую жизнь и бегать — по парку, а не до ближайшей Пятерочки с коньяком по акции? Помогут ли эксперименты в постели избавиться от одиночества? Что такое чувство дома и как его обрести?

“24 плюс” поставлен по пьесе драматурга Максима Курочкина и художественного руководителя Театр.doc Юрия Угарова. В её основе — реальные жизненные ситуации актёров и личные истории их друзей. А часть спектакля — импровизация. Интересно оценивать мужскую и женскую точки зрения на одну и ту же ситуацию, кажется, такой инструмент использовался в американском сериале “Любовники”, слушать стихи Пушкина в самые неожиданные интимные моменты и размышлять об истинной свободе и доверии в отношениях.


После показа было обсуждение с актерами, которые поделились историей создания пьесы, рассказали, как интересно вводиться на другие роли внутри постановки, как по-разному реагируют в других регионах на ненормативную лексику и обнажение и почему постановка терапевтична для каждого.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Елены Свиридовой и театра DOC

Добавить комментарий