Вы здесь
Главная > Танец > Зоркость и чуткость

Зоркость и чуткость

С 23 по 27 августа творческий облик культурной столицы дополнялся самыми современными хореографическими средствами и новыми эстетическими нормами на XXIV Международном фестивале современного танца Open look. В этом году основатели и организаторы фестиваля Вадим и Наталья Каспаровы включили в программу премьеры и известные танцевальные проекты, перформансы, мастер-классы, танцевальные лаборатории, кинопоказы и саммит. Зрители смогли посмотреть результаты постановочной деятельности отечественных и зарубежных хореографов из Македонии, Кубы, Франции и Армении. Свои спектакли представили труппы из Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Калуги, Казани, Еревана и Санкт-Петербурга.

 

Несмотря на ту ситуацию, которая складывается вокруг, в фестивале, как и в прошлые годы, приняли участие хореографы из других стран. Практически половина спектаклей создана совместно с иностранными специалистами. Например, в создании спектакля из Калуги «Союз» участвовал французский хореограф Омар Ражек. Спектакль «Кожа» Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» создан совместно с кубинским хореографом Маурой Моралес. Хореограф спектакля «Куб невыразимый» труппы театра современного танца «Каннон Данс» Игорь Киров родом из Македонии. Он работал с труппой в течение трех недель. Также из Македонии хореограф Ивана Балабанова, поставившая спектакль «ВКЛ/ВЫКЛ» о глубинном психологическом воздействии на человека массового использования социальных сетей.

Каждый год фестиваль удивляет зрителей чем-то новым. В 2022 году таким сюрпризом стало новое место проведения – Зеленогорский парк культуры и отдыха. Зеленогорск – уникальное место, в котором творили великие люди искусства России. В частности, там был театр, в котором Мейерхольд ставил спектакли. В этом курортном районе состоялись итоговые показы лабораторий — site-specific перформансы «Деревья» Анны Климаковой и «Попытка комнаты» Алисы Панченко.  Кроме того, хореографы провели открытые мастер-классы по современному танцу для детей. Вход на мероприятия был свободный.

Идея создания мастер-классов зародилась у организаторов тогда, когда в 1990-х в Санкт-Петербург начали приезжать зарубежные коллективы. После их отъезда оставалось ощущение недосказанности, так как хотелось, чтобы после показа была возможность обсудить, как технологически был поставлен спектакль. Мастер-классы дают возможность поделиться опытом. В этом году по одному-два ознакомительных мастер-класса по технике современного танца и контактному взаимодействию провели Наталья Каспарова, Галина Грачева, Александр Гуревич, Евгения Турушкина, Рафаэль Тимербаков и Татьяна Баганова.

Кроме практической части, фестиваль этого года включал теоретическую часть. В рамках проведенного саммита «Открытый взгляд» обсуждались темы привлечения внимания зрителей к современному танцу, взаимодействия фестивалей современного танца, выбора площадок для показов и другие. Как самый молодой жанр, современный танец требует особой поддержки и фестивали становятся драйвером его развития.

Дополнительно к саммиту обсудить развитие современного танца можно было на творческих встречах с хореографом и художественным руководителем Театра современного танца «Каннон Данс» Натальей Каспаровой и хореографом, художественным руководителем Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» Татьяной Багановой, которые проходили на Новой сцене Александринского театра. Там же состоялись видеопоказы спектаклей «Голованога» танцевальной компании «Каннон Данс», «Свадебка» театра «Провинциальные танцы», «Средневековье XXI» танцевального театра «Алисий пляс» и другие.

На закрытии фестиваля на сцене «Театра Академии танца Бориса Эйфмана» был показан спектакль «Кожа» Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». Постановка выполнена совместно с зарубежными специалистами. Хореографию ставила кубинская танцовщица Маура Моралес, сценограф и художник по свету Грейс Моралес, видеохудожник Марфред Борш, композитор и исполнитель Мичио Войргардт.

Танцевальные сцены отличаются изобретательностью и непосредственностью лирического высказывания. Спектакль предполагает полное погружение в процесс всего зала: с самого начала зрители берутся за руки, закрывают глаза и вместе с артистами настраиваются на то, что будет происходить на сцене. В атмосфере душевности и искренности хореографическим языком создается спектакль, который начинается как урок по телесной терапии и постепенно развивается в историю о разных типах отношений, включая зависимость, абьюз, любовный треугольник, филофобию и гармоничные отношения, в которых через открытость, нежность и медитации можно прийти к высшей степени близости.

Свежесть пластической интерпретации и свобода выражения чувств заметны с самого начала, когда по пояс обнаженные артисты предлагают взглянуть на тему развития искусства прикосновения с нового ракурса. У танцоров яркие индивидуальности, через которые, объединяясь по парам или тройкам в хореографическом диалоге они рассказывают истории об одиночестве, жажде любви и психологической дистанции. «Я хочу, чтобы меня трогали», — провозглашает одна из исполнительниц основную идею постановки, которая звучит особенно пронзительно в век виртуальности и тенденции к изоляции. Как бы ни развивалось общество, потребность в телесном контакте остается базовой. Замедлившись, почувствовав дыхание и взгляд того, кто близко, можно превратить рукопожатие, объятие и поцелуй из ритуала в нечто особенное и удивительно прекрасное.

XXIV Open look стал праздничным событием, но еще более значимый праздник впереди. В следующем году организаторы планируют провести юбилейный XXV Международный фестиваль современного танца Open look, который удивит зрителей и участников еще большей мультиформатностью, новыми именами отечественных и зарубежных хореографов, премьерами и мастер-классами.

Текст и фото: Инна Зайцева

Добавить комментарий