Вы здесь
Главная > Музыка > Танцующие об архитектуре: фестиваль Суть музыки

Танцующие об архитектуре: фестиваль Суть музыки

Слушаете ли вы музыку без интерпретаций или пишите о ней, изучая тенденции и законы, – хоть раз каждому хотелось дотронуться до ее сути, попасть внутрь произведения и оказаться во вселенной композитора/исполнителя или даже дирижера… Похоже, организаторы фестиваля “Суть музыки” на Новой сцене Александринки вдохновились этим импульсом и собрали необычную программу лекций и концертов, через призму которых мы попробовали “дойти до самой сути”.

На 4-6 августа благодаря кураторской работе Анастасии Антоненковой и Эдуарда Карякина на втором этаже Новой сцены, у медиацентра, хотелось прописаться. Пять лекций для тех, кто говорит и пишет о музыке, и паблик-ток с работниками индустрии и зрителями стали полезны не только журналистам и критикам, но и зрителям,
оказавшись поводами пойти глубже в прослушивание концертов фестиваля. Программа музыкальных выступлений лаконична и одновременно разнообразна: фортепианные пьесы Леонида Десятникова, сольное выступление пианиста Риада Маммадова и хоровой концерт проекта Gamajun.

“Суть музыки” проводили впервые, но обещали сделать регулярным событием. На Новой сцене подобные микро-фестивали – явление частое и нацелено на популяризацию музыки и активный диалог со зрителем.

Подробнее о программе. Лекционную программу открывал Ярослав Тимофеев, сочетающий в себе музыковедческую любовь к академической музыке (главред журнала “Музыкальная академия” и ведущий концертов Московской филармонии) с исполнительской страстью к инди-сцене (участник группы OQJAV). Его обширная по теме лекция “Искусство танцевать об архитектуре. Как, куда и зачем писать о музыке в постинформационную эпоху” превратилась в ликбез по музыкальной критике и журналистике, а закончилась
добродушным напутствием: “сходите на концерт и попробуйте написать о нем так, как никто до вас этого не делал”.

Что и сделали зрители и журналисты, отправившись на двухчастный концерт музыки Леонида Десятникова. В первом отделении бессменный исполнитель сочинений композитора Алексей Гориболь представил фортепианные пьесы из фильмов “Москва”, “Мания Жизели”, “Москва слезам не верит” и “Мишень”. Почти отсутствующая сценография вечера (темная сцена, световой луч на исполнителе и рояле) и нарезка из кинолент на заднике помогли сосредоточиться на аудиальном, а не визуальном.

Трогательные истории Алексея Гориболя перед каждым произведением создали почти домашнюю атмосферу творческого вечера. На сочинения для четырех рук к пианисту
присоединялся начинающий исполнитель Роман Сумбулов. Во втором отделении концерта прозвучал уникальный вокальный цикл на стихи обэриутов “Любовь и жизнь поэта”. В лучших традициях абсурда он сочетал в себе стихи о любви к мухе и нелюбви к “жидам”, маслянистый тенор Тараса Присяжнюка и ностальгические комментарии Гориболя.

Следующий день открывала лекция «Навигировать, а не описывать. Как соцсети могут заинтересовывать в музыке» Эдуарда Карякина, руководителя маркетингового агентства для культурных проектов “Суть медиа” (вы можете увидеть их посты в соцсетях Союза композиторов и Театра Эстрады). Он вывел простую формулу
интересного и полезного контента как для читателя, так и для индустрии: побудить интерес, помочь слушать и услышать музыку. Таким образом, публикации (анонсы и обзоры) должны отвечать на три вопроса: почему это интересно, что из этого стоит послушать и как. Выводы в таком случае мы за читателя не делаем и оставляем ему пространство для реакции и рефлексии.

Вечером 5 августа выступал проект Gamajun с вокальной программой “Beauty as a Shelter”, в которую вошли произведения Михаила Глинки, Бенджамина Бриттена, Георгия Свиридова и других, объединенные темой эскапизма. Оказался ли этот вечер столь же райским, как и мифическая птица, образ которой лег в основу названия хора, мы сказать не можем – нашего брата на концерте не было.

На финал фестиваля были запланированы выступления двух лекторов: известного YouTube-блогера, “популяризатора нотной грамоты” Анны Виленской и мистического автора Карла Буратиновича с критическими статьями в виде постов в одной из запрещенных соцсетей. Что касается Анны, вы точно слушали хоть одну из ее лекций: например, про музыку Земфиры или о том, почему так хочется подпевать песням Меладзе. Личность Карла Буратиновича так и осталась не расскрытой (причиной была названа болезнь) и вместо диалога гости фестиваля попали на открытую дискуссию о маркетинге в культуре и продвижении академической музыки в массы.

Закрывал фестиваль концерт азербайджанского пианиста-виртуоза Риада Маммадова “Скрябин, джаз и мугам”. Микс из воздушных пьес Дебюсси, лиричных вальсов Чайковского, традиционного мугама и современных джазовых сочинений самого Маммадова – уже музыкальный деликатес, а как это было сыграно! В тексте, к сожалению, нельзя передать громких пауз между произведениями и взглядов в зал, стука туфель в такт джазовым клавишам и бесшумного диалога исполнителя и рояля. Может, у вас получится проникнуться этой атмосферой через рекомендации в конце
статьи.

А пока немного отзывов: “Мы ощутили богатство музыки в ее противоположностях, соприкоснулись с ней зрительски и профессионально, а ещё – человечески, в замечательных околомузыкальных историях от Алексея Гориболя. Унесла с собой после фестиваля еще более теплые чувства к Гориболю (хотя казалось, что куда еще) и восхищение Риадом Маммадовым (везде подписалась на него, буду следить). С Алексеем Альбертовичем все давно ясно, а Маммадов просто поразил безумным миксом совершенно плотской страстности и почти нечеловеческой точности. Он то как с любимой женщиной обходился с фортепиано, то как будто становился элементом его конструкции,” – Алена Мороз, культурный обозреватель.
“Я рада быть свидетелем “живых” проектов: в том смысле что сердце бьется чаще, может даже без причины. Я поняла, что когда люди что-то делают с особым интересом/вниманием/любовью, то это не может в итоге получиться плохо,” – Татьяна Тихомирова, слушатель и зритель.

“Так и в чем же суть музыки?” – может справедливо спросить читатель в конце статьи. Как ни банально: на этот вопрос каждый отвечает себе сам. Спасибо организаторам фестиваля, что предложили такой повод для размышления, а не только подарили возможность провести время с классной музыкой.

Бонусный трек! Что послушать, если я все пропустил(а), но хочу прикоснуться к сути музыки?
● Джаз и блюз в исполнении Риада Маммадова и Ко (https://www.youtube.com/watch?v=cAOAg3D3VR0)
● Музыку Леонида Десятникова в фильме Валерия Тодоровского “Подмосковные вечера” (https://www.youtube.com/watch?v=KdSJ2tjhjq0)
● Беседы о музыки в рамках программы “ещенепознер” с критиками Юлией Бедеровой и Алексеем Муниповым: тут
(https://www.youtube.com/watch?v=pe-DEJarIrs) и тут (https://www.youtube.com/watch?v=SMHXWnkyBv8)
● Альбом Антона Батагова и Ко “Оптический обман” на стихи Хармса и Пушкина (https://music.youtube.com/playlist?list=OLAK5uy_nh0GIancitbNxszQEudIjknx81-x9sgqY)

Текст: Елена Свиридова

Фотографии Анастасии Брюхановой 

Добавить комментарий