Ethnoscope: этническая музыка и пробуждение внутренних ресурсов

С 29 по 31 июля в живописном лесу на поляне между двух Заовражных озер прошел фестиваль “Ethnoscope”.  Программа мероприятий включала в себя выступления музыкантов и исполнителей этнической, электронной музыки из разных городов, среди которых Оле Лукойе, Ольга Максимова, Антон Анкушин, Yarga Sound System, Sage, Long Arm и многие другие. В задачу музыкантов входило не только исполнение уже сочиненных произведений, но и совместные импровизации. Помимо концертной программы были организованы мастер-классы по интуитивной йоге, пению, работе с бессознательным, сказкотерапии, трайбл dance, групповое гвоздестояние, перформансы и театральные импровизации.

Мы побеседовали с организаторами фестиваля: с идеологом и продюсером Артемом Мошковым и режиссером Алисой Хакимовой.

ОКОЛО: Расскажите, пожалуйста, о концепции вашего фестиваля.

А.М.: Простыми словами концепция фестиваля звучит так: от интуиции к импровизации. То есть мы объединили вместе всю импровизационную музыку, искусство, театр и танец. Объединили в этническом стиле. Чтобы максимально показать, как это действует. Что это тоже искусство. Что оно настоящее. И даже, если оно создается здесь и сейчас, оно может являть собой истинную красоту. И для того, чтобы эту красоту проявить, нужно достаточно немногое: посмотреть в себя, найти тот импульс, который рождает эту самую красоту и проявить его. Для этого мы собрали мастеров, которые в основной второй день фестиваля должны были всех раскрывать. Практики направлены на раскрытие, на возможность себя проявить в театре, либо в музыке, научиться играть на каком-нибудь инструменте, поучаствовать вместе с нами. Например, в джем-шатре все музыканты с главной сцены играют друг с другом и гостями из зала. Можно подойти и вместе с нами поиграть.

Мы этот формат тестировали. До этого джем длился десять часов. И эти десять часов были непрерывными. И люди сменяли друг друга. Человек пятьдесят отыграло. Сейчас у нас план – сто двадцать человек. И это хорошо. Это хорошо звучит. Оно не выглядит каким-то наигранным. Либо, что у ребят репетиция. Все достаточно на уровне. Можно слушать. И гости, которые приходили к нам, когда мы тестировали этот формат оставались у нас на два с половиной - три часа. То есть это долгое время. Мы были на большом фестивале, где большая текучка. И мы эту текучку у себя приземляли. По моему мнению, это большой фактор успеха. Поэтому невозможно было не сделать джем-шатер отдельно от основной сцены.

А на основную сцену на этот концерт к нам поехало большое количество музыкантов. Все, кого мы пригласили, у кого совпадал график и возможность, поехали. И ценник был некоммерческий. То есть чувствуется, что формируется комьюнити. Мы собираемся в большую импровизационную коммуну профессионалов. И это очень радует. Есть ребята с Алтая, из Кирова, с Таганрога. Из Армении к нам приедет трио. Ребята на сцене тоже будут делать коллаборации друг с другом: неподготовленные, импровизированные. И это тоже будет для них возможность выйти за рамки. Для профессиональных музыкантов, у которых все уже выстроено, это тоже звучит волнительно.

На DJ – сцене будет театр с электронной музыкой. И это тоже микс форматов. Мы представляем “Ethnoscope” как некий инструмент для исследования этнического мира. Как калейдоскоп, который собирает различные образы: этнические, либо образы из разных видов искусства, и складывает из них каждый раз новый симметричный паттерн. Поэтому импровизация. Вот, наш концепт. И все, что к нему подходит мы здесь агрегируем, развиваем и проявляем.

ОКОЛО: По какому принципу проходил подбор музыкантов для концерта? У вас есть и звезды: Ольга Максимова, Оле Лукойе и менее известные музыканты.

А.М.: Ольга Максимова была у нас и в прошлом году. Скажу честно, это моя подруга. Мы с ней дружим больше десяти лет. Она идеально подходит по формату. Она делает с арфой все, что можно сделать с арфой. У нее есть прекрасные классические выступления, и эмбиент, и электронные. У нее есть классический минимализм. Ее творчество в лесу звучит великолепно. По сути, это нео-этника.

Все, что современное, все, что звучит актуально сейчас, то есть не реконструкция чего-то древнего, а то древнее, что дожило до сегодняшнего момента и является современным сегодня. Поэтому мы приглашали либо тех, кто современен сегодня, либо тех, кто современен всегда, типа Оле Лукойе.

ОКОЛО: Кроме музыкантов в программу включены телесные практики и сказкотерапия?

А.М.: Все это - в концепте раскрытия человека для творчества. Сказка – это говорение. Это возможность прямо сейчас творить. И то, что у этого есть терапевтический эффект? Да, у этого есть терапевтический эффект. Но акцент не на терапевтический эффект, а на проявление. Это не целительский семинар, а фестиваль.

ОКОЛО: Какие ваши дальнейшие планы? Хотели бы вы сделать фестиваль ежегодным?

А.М.:  Я уже запланировал сделать фестиваль ежегодным. Сегодня мы уже делаем следующий фестиваль. И все, что мы делаем здесь и сейчас – это тестирование формата для того, чтобы в следующем году все это было на том уровне, какой мы сами, как организаторы, ожидаем. Рамки – везде. Всем хочется делать то, что они делали вчера. А нам хочется делать то, что никто из нас не делал никогда. И все говорят: «Давай я тебе сделаю. У меня есть уже разработанный арт-объект. Давай я его к тебе привезу. И он у тебя здесь будет стоять». А я говорю: «Мне не нужен здесь вчерашний арт-объект. Приедь сюда и создай его здесь». В этом концепте есть куда развиваться. И лесная поляна для этого прекрасно подходит. Например, здесь стоят руны. Главная задача, чтобы они были ненастоящие. Это выдуманные руны, которые стали арт-объектом.

ОКОЛО: Над организацией фестиваля работала целая команда. Кроме продюсера Артема Мошкова, режиссер Алиса Хакимова, художники и кто еще?

А.Х.: У нас большая команда. Администраторы, выпускающие режиссеры, кураторы каждой зоны, кураторы мастеров-практиков, перформансов, декора, волонтеров и всего того спектра, из которого строится фестиваль. Мы подошли к этому с опытом организации разных мероприятий и привнесли немного структуры. Руны делали художники-волонтеры. Например, Ева Чивчик. Это их личный вклад. Кто-то на месте учился. Кто-то уже знал и делал это быстро. В следующем году мы хотим сделать упор на лэнд-арт и хотим, чтобы образовалась конфессия сильных ребят, которые хотят создавать что-то из природных материалов.

Подбором музыкальной программы занимался Артем Мошков, Алексей Белов и Света Яремич. Это основные знатоки этнической музыки среди нас. Их задача была найти уникальные, свободные коллективы. Хотелось привезти таких исполнителей, которых публика, возможно, еще не знает, но благодаря нашему фестивалю узнает и увидит. Мы также хотим, чтобы в следующем году на фестивале собрались музыканты со всей России и ближнего зарубежья, чтобы получился, как сказал Артем, целый калейдоскоп музыкантов, которые собрались бы в одном месте у нас.

ОКОЛО: Надеюсь, у вас все получится. Желаю удачи и развития вашему проекту. Благодарю за интервью.

Беседовала Инна Зайцева
Фото: Инна Зайцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения