Вы здесь
Главная > Театр > «Царь и плотник» Лорцинга в Кронштадте

«Царь и плотник» Лорцинга в Кронштадте

Опера «Царь и плотник» Альберта Лорцинга прозвучала 20 июля на Якорной площади Кронштадта в рамках XI Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера-всем». Немецкий режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай представил свою комичную, жизнерадостную версию водевиля «Бургомистр Саардама, или Два Петра» Г.К. Ремера. Опера прозвучала в исполнении артистов театра «Мюзик-Холл» и симфонического оркестр театра «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело при участии приглашенных солистов.

На Якорной площади перед входом в Морской Никольский собор была установлена сцена, на которой были размещены деревянные декорации, изображающие фрагмент кормы корабля, стоящего на стапелях верфи саардамского порта. На этом корабле оказались несколько персонажей. Прежде всего, это высокий, статный, широкоплечий Петр Первый. Его легко узнать по длинным темным волосам и достоинству, с которым он делает каждый шаг и жест. В этом герое есть тайное обаяние, которое заключается во внутренней силе, подлинном аристократизме, изысканности, благородстве и уме. Исполнитель роли Петра – солист Мариинского театра Кирилл Жаровин. В репертуаре певца главные роли в спектаклях «Орлеанская дева», «Сицилийская вечерня», «Макбет» и других.

Согласно сюжету, Петр Первый инкогнито прибывает в Саардам, где работает на судостроительной верфи под именем Петра Михайлова. Там он заводит дружбу с плотником — лирическим героем с приятным тенором — Петром Ивановым, роль которого сыграл лауреат международных конкурсов, солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Артем Мелихов. Его персонаж – деликатный и мягкий человек с глубоким внутренним миром и живой человеческой душой, способной на большие чувства.

Петр Иванов влюблен в Марию. Солистка театра «Мюзик-Холл» Татьяна Визир создала образ юной кокетки в нежно-голубом платье. Она очаровывает и пленяет своим простодушным совершенством. Зазывные улыбки и томные взгляды, обворожительная наивность и оптимистичная радужность ее персонажа придают всей постановке легкость, беззаботность и делают ее по-настоящему развлекательной.

И все-таки самый сногсшибательный герой оперы – запретивший Марии жениться на простом рабочем бургомистр Ван Бетт. Солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Денис Беганский воплотил на сцене обладателя духа озорства и лицедейства. То, с каким упоением он играет чванливого дядю Марии, как он передвигается по сцене, его подвижная мимика, выразительные жесты и безупречные манеры вызывает восторг у публики. Образ бургомистра — отсылка к сюжетам комедии дель арте, где часто для того, чтобы добиться руки прекрасной девушки у отца или дяди, влюбленным приходилось идти на обман.

Сентиментальная атмосфера оперы облагораживает, а комические моменты добавляют ей динамичности и легкости. Сцены с хором в пивном баре и танцы в больших деревянных башмаках отлично вписаны в общую структуру и вносят элемент праздничного веселья. Неуклюжая, тяжелая обувь не дает делать быстрые движения, но при этом в них есть четкость, выразительность и комизм, а ритмические фигуры, производимые сабо, добавляют постановке особое настроение.

В целом, можно сказать, что секрет успеха спектакля в замечательном сочетании европейской стилистики и русского благородства. Возможно, это частично обусловлено тем, что режиссер Ханс-Йоахим Фрай родился в Германии, учился и выступал в Гамбурге и Стокгольме, и уже много лет активно работает в качестве оперного режиссера-постановщика в России. Еще одна его постановка в «Мюзик-Холле»– это «Дон Паскуале» Г. Доницетти.

Премьера комической оперы А.Лорцинга состоялась в Лейпциге в 1837 г. Сюжет основан на историческом анекдоте Вольтера о том, как Петр I в 1697 г. под чужим именем изучал кораблестроение. Лирика и юмор сюжетной линии сопровождаются музыкой в традициях немецкого зингшпиля, французской и итальянской школ.

Опера «Царь и плотник» — специальный гость фестиваля «Опера-всем». Фестиваль проводится под открытым небом уже одиннадцать лет подряд, но в Кронштадте — впервые. Организаторы подбирают место под оперное произведение, чтобы еще лучше выразить мысль, заложенную автором. Так как действие оперы происходит на судостроительной верфи, а корабельное дело в России началось в Кронштадте, был выбран именно этот город для показа. В этом году фестиваль проходит с 13 по 24 июля. Другими площадками для показов стали: Петропавловская крепость, Александровский парк и Царское село. В программу фестиваля, помимо оперы А.Лорцинга вошли: «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно и «Золушка» Дж.Россини.

Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Текст: Инна Зайцева

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий