29 июня в театре "Мюзик-Холл" состоялась премьера мюзикла "Средство Макропулоса" по одноименной пьесе Карела Чапека.
Постановщики спектакля хорошо знакомы зрителю "Мюзик-Холла": режиссером-постановщиком выступила Сусанна Цирюк, хореографом - Антон Дорофеев, художником по костюмам - Татьяна Королева, художником-постановщиком - Алексей Тарасов, за музыкальную составляющую отвечала музыкальный супервайзер Александра Чопик. Именно эта команда представила в уходящем сезоне мюзикл "Винил", мгновенно завоеваший любовь публики. Композитор "Средства Макропулоса" - Владимир Баскин, написавший музыку к любимым многими зрителями спектаклям "Портрет Дориана Грея" и "Великий Гэтсби". Либретто и стихи - Константин Рубинский, знакомый нам по стихам к "Великому Гэтсби".
Премьера мюзикла в "Мюзик-Холле" совпала с юбилеем выхода пьесы: в 2022 году ей исполняется 100 лет. Постановщики заявили его как мистический, и это вполне оправданно, так как в нем много внимания уделено необычному.
Во главе угла в "Средстве Макропулоса" - известная певица Эмилия Марти (Мария Елизарова) - яркая, талантливая, с легкостью покоряющая мужчин, одновременно с этим циничная, жесткосердечная и глубоко уставшая от жизни… В чем причина - зрителю предстоит узнать в конце вместе с героями постановки, борющимися за сердце красавицы.
Спектакль сложно назвать развлекательным. Легкость и юмор уступают пьедестал философским размышлениям на такие серьезные темы, как умение чувствовать и сострадать, умение радоваться и надеяться, страх перед старостью и смертью. Вследствие ли этого или была иная причина, но в данном мюзикле герои чаще ведут диалоги и реже поют, что не ускользает от внимательного зрителя. При этом имеющаяся в "Средстве Макропулоса" музыкальная палитра в состоянии, думаем, удовлетворить любого театрала: здесь есть и трагичные композиции, и незамысловатые, лирические и зажигательные; о своих чувствах рассказывают и один герой, и два, и даже трио имеется. Последнее, к слову, поклонники в шутку окрестили русской "Belle".
Хореография по большей части представлена стилем контемпорари, в заданных тематических рамках все выглядит красиво и логично. Однако не современным жанром единым живет мюзикл, и в него дерзко врывается, например, горячее испанское танго, придавая пикантности всему происходящему.
Говоря о пикантности, нельзя умолчать о том, что весь спектакль - одна сплошная перчинка. Откровенность, тонко балансирующая на грани пошлости, сопровождает героев на протяжении всего действия. Главная героиня, Эмилия, то и дело предстает в откровенных нарядах, она же - соблазняет всех нужных ей мужчин, подача соблазнения при этом разнится, но одно остается неизменным - это не для детей. Потому родителям не стоит проходить мимо указанного возрастного ценза "16+", он здесь более чем уместен.
Отношения между мужчиной и женщиной в "Средстве Макропулоса" представлены не только в горизонтальной плоскости. Здесь есть место и более возвышенным чувствам. Хотя, таковыми их довольно сложно назвать. Складывается ощущение, что автор пьесы недолюбливал женщин, иначе как объяснить, например, слова начинающей артистки Кристины о том, что когда любит девушка - это очень унизительно. Один из мужчин, устроивших импровизированный суд над Эмилией, размышляя о том, как лучше применить средство Макропулоса, изрекает: "Жизнь нуждается только в лучших. О женщинах и речи нет". Постановщики мюзикла, в свою очередь, как будто бы не смягчают эту идею. Так, в нем присутствует эпизод, в котором несколько взрослых мужчин грубо, жестоко и с наслаждением таскают по полу девушку.
На встрече со зрителями режиссер, Сусанна Цирюк, сказала, что, в зависимости от возраста режиссера, смещается акцент центральной темы: боится ли Эмилия смерти или старости. Мы же, признаемся, так и не поняли, чего боится Марти в версии "Мюзик-Холла". Эта Эмилия боится всего и сразу. И, вкупе с другими особенностями ее отнюдь не самого покладистого характера, такой исход видится вполне логичным. В свою очередь, красной линией в спектакле проходит вопрос срока годности чувств, именно этому аспекту хотела уделить основное внимание режиссер-постановщик. Им задается не только Эмилия, он касается каждого персонажа: властного отца Ярослава Пруса (Андрей Карх) и его забитого сына Янека (Вадим Рябушкин); мечтающего заполучить наследство Грегора (Илья Русь) и адвоката (Александр Чернышев), в N-ом поколении рассматривающего спорное дело Грегора против Пруса; все еще полного, как выясняется, сил и энергии Гаук-Шендорфа (Сергей Ленков); влюбленной Кристины (Евдокия Малевская) и заботящегося о ней отце Витека (Константин Китанин). Каждый проходит свою проверку, и каждый проходит ее со своим результатом.
В заключение отметим, что это уже не первое обращение театра к мистической теме. С 2017 года в "Мюзик-Холле" с успехом идет хоррор-мюзикл "Портрет Дориана Грея". Однако не ищите параллелей, исходя из тематической направленности спектаклей: разные постановочные команды создали совершенно разные по атмосфере произведения. Как бы там ни было, только тебе, зритель, решать, чего боишься ты: старости или вечной жизни, смерти физической или эмоциональной.
Текст: Любовь Марьина
Фото предоставлены пресс-службой театра "Мюзик-Холл"