Вы здесь
Главная > Интервью > Воспевать красоту звука

Воспевать красоту звука

В мае в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся VIII Международный кинофестиваль студенческих работ звукорежиссёров» «INтонации». Проект, который начинался как узкоспециализированный студенческий конкурс, сегодня стал событием международного масштаба – профессиональным смотром высокого уровня, открытым не только специалистам, но и широкой публике. О том, как зарождался, и какой путь прошёл фестиваль за 8 лет, какие проблемы и радости есть у звукорежиссуры сегодня, рассказывает учредитель и креативный продюсер фестиваля «INтонации», звукорежиссёр театра и кино, доцент кафедры звукорежиссуры СПб ГИКиТ Марина Шейнман.

В институте Кино и Телевидения уже более двадцати лет существует фестиваль «ПитерКиТ» (Международный фестиваль студенческих фильмов). Как и почему возникла необходимость в отдельном фестивале для звукорежиссёров?

Идеей для фестиваля послужили многолетние размышления о том, что на всех известных кинофестивалях работа звукорежиссёра оценивается в одной единственной номинации, и преподаватели кафедры звукорежиссуры, действующие звукорежиссёры, посчитали, что этого категорически недостаточно! Работа звукорежиссёра многопланова и многогранна, она включает в себя огромное количество творческих и технических задач, и их необходимо решать и реализовывать. Так родилась идея фестиваля, который позволил бы оценить работы студентов звукорежиссёров в разных номинациях. Ведь, например, звуковое решение, созданное для фильма игрового жанра (за некоторыми исключениями) принципиально отличается от неигрового (документального) кино. Анимация – ещё один жанр, звуковой мир и выразительные средства которого отличаются от двух выше названных. И так далее, у каждого жанра своя специфика. Сравнивать работу звукорежиссёров в таких разных картинах в пределах одной номинации не просто сложно – невозможно. Но на практике, увы, так и происходит. И много талантливых работ остаётся без внимания. Поэтому, задумывая фестиваль, мы, главным образом, хотели представить работы, разные по звуку, разные «интонации» будущих звукорежиссёров; выйти за рамки одной номинации и показать их многообразие. Плюс к этому мы хотели создать для ребят условия здоровой творческой и профессиональной конкуренции, что тоже очень важно.

Ещё одной предпосылкой к созданию фестиваля было желание представить и «услышать» разные мастерские звукорежиссуры. Много лет обучение нашей профессии в киновузах проходит по системе творческих мастерских, и каждый мастер «вращается» со студентами в своей мастерской, применяя свои творческие упражнения и методики, свои генеральные линии и стилистические предпочтения. В какой-то момент мы поняли, что имеем мало представления о работах студентов других мастерских по звукорежиссуре даже в пределах нашей кафедры! Обнаружив эту изолированность, мы захотели познакомить ребят из разных мастерских с творчеством друг друга. Сейчас наши студенты периодически взаимодействуют со студентами и других киновузов (например, с режиссерами института культуры, театрального института, Школы Нового Кино и учебными заведениями других городов). Благодаря всем этим факторам наш фестиваль стал еще и своего рода open market – открытой площадкой для обмена опытом и поиска специалистов.

Понятно, что фестиваль «INтонации» очень быстро перестал быть узкоспециализированным (если вообще таким был). Насколько он открыт сегодня?

Фестиваль становится популярнее год от года и привлекает всё больше зрителей и гостей. Абсолютно все показы и мастер-классы бесплатны, и конечно, нельзя не заметить возросший интерес к нему зрителей, а не только студентов профильных вузов. Кроме того, проект имеет внятную просветительскую миссию: абитуриенты и старшие школьники, которые ещё не определились с поступлением, придя на мастер-классы фестиваля, смогли увидеть профессию изнутри, почувствовать атмосферу, понять, что их ждёт в будущем. В этом смысле «INтонации» — это продолжительный день открытых дверей с углублённым знакомством с профессией. Плюс наш фестиваль, что очень приятно, стал площадкой для обсуждения вопросов индустрии звукорежиссуры, связующей профессионалов. Как выяснилось, коммуникация внутри профессионального сообщества сейчас сильно истончилась. Раньше были большие киностудии и творческие объединения, где происходило общение, коллеги обменивались опытом в своей среде, проводили семинары, было много возможностей для роста. Сейчас многие ушли во фриланс, появилось много небольших разрозненных студий. И обмениваться опытом стало проблематично. Наш фестиваль стал необходимой площадкой для общения. У нас были гости и члены жюри, которые знали работы друг друга только по фамилиям в титрах, а на фестивале смогли, наконец, познакомиться и пообщаться.

Есть что-то, что отличает нынешний фестиваль от всех предыдущих?

В этом году фестиваль впервые прошёл при поддержке Министерства культуры РФ, это значительно расширило наши возможности: на другой уровень вышел и приём гостей, и фирменный стиль фестиваля, увеличился призовой фонд. Второй важный фактор этого года – появление партнёров. Российские компании-производители в области звука приняли активное участие в работе фестиваля, и общение с их представителями оказалось невероятно интересным и продуктивным. Здесь у них появилась возможность ближе познакомиться с людьми, которые создают звук в кино, узнать об их предпочтениях и проблемах в работе с оборудованием. Ну и просто пообщаться между собой. Так, например, партнеры фестиваля: разработчики микрофонов (компании «Октава» и «Nevaton»), производители коммутации («Shnoor») и представители национальной ассоциации участников музыкальной индустрии развития («Мир-Мио») смогли повзаимодействовать с целой плеядой действующих звукорежиссёров кино, что не могло произойти более нигде. Кроме того, наши партнёры понимают: если уже в процессе обучения студенты познакомятся с их продукцией, то и в будущем предпочтут к ней обращаться, а значит, сегодняшние выпускники – это их завтрашние потенциальные клиенты. Так что, повторюсь, фестиваль стал большой площадкой для общения, где встретилось огромное количество активно работающих звукорежиссёров и практиков индустрии звука.

В этом году в конкурсе участвовали работы студентов из 49 стран. Насколько отличаются их школы звукорежиссуры?

Не могу сказать, что есть какие-то принципиальные отличия на уровне базовых знаний и на уровне ремесла – скорее, много общего. Различия замечаешь, условно говоря, в полутонах – в использовании тех или иных выразительных средств, в работе с речью, с синхронными шумами. И здесь уже многое зависит от личности мастера, от его творческого почерка по аналогии, например, с мастерскими театрального института. Важно понимать, что и в звукорежиссуре каждый мастер, каждый звукорежиссёр – это не ремесленник, это творческая единица.

Одной из целей фестиваля является сохранение традиций «Ленинградской школы» звукорежиссуры. Что это за школа?

В Ленинграде работали такие режиссёры, как Семен Аранович, Илья Авербах, Динара Асанова, Игорь Масленников, Алексей Герман-ст. и другие, как на киностудии «Ленфильм», так и на других студиях нашего города. В их фильмах всегда ощущалась особая интонация, объединявшая творчество этих очень разных режиссёров в так называемую ленинградскую школу. С ними вместе работали талантливые операторы, художники, композиторы и конечно, звукооператоры, как раньше называли нашу профессию. Естественно, и творчество наших коллег вносило свою лепту в создание этой особой интонации теми средствами, которые составляли основу нашей профессии, которая, в то же время постоянно развивалась и технически, и технологически, и творчески. Но при этом сохранялись и передавались традиции и стиль, которые и определяли именно ленинградскую школу работы со звуком в кино. На этой школе и мы воспитаны и очень хочется ее сохранить и передать нашим студентам.

Наш фестиваль нацелен на то, чтобы воспевать красоту звука, красоту слова, художественность выразительных средств. Технические средства звука – это ремесло, которым необходимо владеть, но художественное мышление, фантазия – ещё важнее, особенно в студенчестве. Сейчас технические возможности спецэффектов безграничны, но без фантазии, без понимания «про что», без драматургии и режиссуры, картину неинтересно смотреть. Все выразительные средства должны быть во имя чего-то.

Марина, вы много лет являетесь ещё и звукорежиссёром Небольшого драматического театра Льва Эренбурга, куда часто приходят ваши студенты. Что такое театр для будущих звукорежиссёров, зачем он?

И кино, и театр, по сути, близкие виды искусства и призваны вызывать у зрителя сопричастность к рассказываемой истории, расшевелить его эмоции. Они используют разные выразительные средства, разные языки, но разговаривают об одном и том же. В театре тоже есть, например, монтажные стыки, ускоренная и замедленная «съёмка», крупные и общие планы – просто они по-другому выражаются. Я убеждена, что театр для духовного развития необходим любому человеку, в особенности, если он связывает свою жизнь с культурой и искусством, и студенты-звукорежиссёры – не исключение. Полезно узнавать природу театра, знакомиться с артистами, видеть их технику, жанровый диапазон – каким тембром обладает артист, как владеет интонациями, как артикулирует (говорит) на сцене, как взаимодействует с партнёром, с музыкой и так далее. Это взаимопроникновение, и без него им (студентам) дальше будет невозможно работать, и в кино в том числе. И Небольшой драматический театр, в котором, по моему убеждению, сильнейшая труппа в городе, для такого взаимопроникновения подходит как никакой другой.

Беседовала Мария Долматова

Фотографии предоставлены  пресс-службой фестиваля 

Добавить комментарий