Поэма радостей, печалей и забот

10 июня на сцене театра «Суббота» был настоящий праздник для всех, кто любит этот театр за спектакли «Окна, улицы, подворотни» и «Город, знакомый до слез». В премьерном спектакле-концерте «Прощания не будет…» артисты театра собрались для того, чтобы вспомнить, рассказать, спеть, станцевать и сыграть историю жизни основателя театра. Театральный критик, режиссер, доктор искусствоведения Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий создал театр с уникальной атмосферой, и в нем театральный эксперимент тесно связан с романтикой петербургских белых ночей, добрый юмор не противоречит поиску философских смыслов, эстетика образов соседствует с легкостью высшего творческого начала, пространство сцены сверкает в свете ярких, выразительных, сильных актерских работ, которые способны пробудить в зрителях глубоко скрытое предчувствие чуда, точными, выверенными движениями запустить теплую волну счастья, чтобы в результате открыть тайную сокровищницу сопереживания.

 

«Прощания не будет…» - постановка легендарного актера театра «Суббота» Владимира Абрамова на основе дневников Юрия Александровича. Дневник часто становится основой для моноспектакля, но этот спектакль звучит не соло, а многоголосием. Актеры и актрисы, которые уже много лет играют в «Субботе», оживили текст, придав обстоятельствам жизни создателя театра свою искреннюю привязанность к нему, став для зрителей проводниками к его разуму, душе и чувствам.

Идеалом Юрия Александровича была «маленькая комната, в которой много людей, и вдруг кто-то запел песню». Весь спектакль – это, по сути, концерт, и в нем звучат шлягеры и романсы: «В парке Чаир», «Наш сосед», «Васильевский остров» и другие. На экране и мольбертах – фотографии. Актеры перевоплощаются в автора дневника и всех, тех, о ком он пишет. Так, например, Григорий Сергеенко становится то напыщенным парторгом, то злобным заключенным, то приятелем – собутыльником, Владимир Шабельников танцует и дирижирует. И между короткими сценами из жизни режиссера, в которых заняты Марина Конюшко, Анна Васильева, Григорий Татаренко, Иван Байкалов, Артем Лисач и многие другие, все постоянно поют. А больше всех нежным, высоким, мелодичным, как колокольчик, голосом поет Виола Лобань, ей аккомпанирует «оркестрик»: Виктор Кренделев, Сергей Линьков и Мария Коносова.

 Воспоминания тянутся мелодической нитью и объединяются в единую мелодию, под которую состоялся первый танец с красивой девушкой, взаимностью ответила первая любовь, впервые пришлось уехать в Челябинск, чтобы там писать статьи для «Челябинского рабочего» и преподавать режиссуру в «Челябинском институте культуры», была поездка в Ростов-на-Дону, удалось вернуться в «город пиковых дам» Ленинград, чтобы здесь уже писать диссертацию и руководить уникальным театром-клубом, давшим путевку в жизнь Константину Хабенскому, Александре Яковлевой, Семену Яковлевичу Спиваку и другим известным деятелям театра и кино.

Спектакль – попытка найти ответ на вопрос, каким был Юрий Александрович? Сам он называл себя самолюбивым и скромным, сентиментальным и играющим в талант. За этой саморефлексией годы поиска себя, самопознания и самонаблюдения, вдумчивая работа над собой, стремление исследовать человеческую природу, анализ театральных методов, техник и специальных приемов, способных оживить каждую роль, многолетние занятия с актерами и репетиции.

Там, где много поют, обычно еще и читают стихи. И сама постановка настолько наполнена возвышенными чувствами, что превращается в поэму, воспевающую искренность, доброту и счастье. Именно эти качества и эмоции ценились Юрием Александровичем больше всего. Не просто так он был уверен, что тот, кто был счастлив в «Субботе» и ушел, теперь просто обязан быть счастлив.

Невозможно писать о счастье или играть счастье на сцене без чувства юмора и умения легко относиться к миру и себе, значительно снизив чувство собственной важности. В этом плане «Прощания не будет…» - это попурри из юмористических добрых и светлых миниатюр. Более того, во всем происходящем есть смысл и творческая задача. Тот автор, что забыл о своем читателе, зрителе, слушателе, сконцентрировавшись на мастерстве, упускает самое главное – цель. Идти в театр, в котором цель - поделиться счастьем со зрителем – это беспроигрышный и увлекательный способ провести вечер.

Несмотря на то, что Юрия Александровича не стало 17 ноября 2018 года, живы воспоминания о нем в его создании – «Субботе». Дымится сигарета, слышны звуки печатной машинки, а 27 мая 2022 года состоялась премьера посвященного ему спектакля «Прощания не будет…». И после просмотра этой постановки, в которой так много символизирующего веселье и мечты желтого цвета, остается волшебное послевкусие из ощущений счастья, тепла и самого важного, что можно сказать уходящему от вас человеку на прощание – благодарности.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Алексея Иванова 

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения