Вы здесь
Главная > Театр > Письма к себе

Письма к себе

4 июня на Малой сцене Театра им. Ленсовета перед зрителями предстала ученая, лауреат Нобелевской премии, профессор, ведьма, готовая заключить сделку с дьяволом Фаустина, строгая мать и любящая жена — Мария Склодовская-Кюри. Весь этот объединяющий в себе такое невероятное многообразие ролей образ воплотила легендарная актриса театра Лаура Пицхелаури. Спектакль «В лучах» польского режиссера Анджея Бубеня — это исповедь, письма к себе и другим, диалог с собственным внутренним голосом и воображаемыми собеседниками, сюрреалистическая постановка, в которой открытая актрисой дверь ведет в подсознание женщины, осмелившейся внести свой вклад в науку вопреки социальным запретам и нормам общества того времени.

Открытая дверь – это символ входа в новую жизнь, инициации и перерождения. Единственные декорации на сцене – это двери и стулья, которые актриса перемещает во время всего действия. Само действие – это сочетание текста писем Марии Кюри, которые переработал польский драматург Артур Палыга, космической музыки Глеба Колядина, абстрактного видеоряда, гордой осанки актрисы и низкого властного тембра голоса.

Лауреат Международной премии Станиславского в номинации «за яркие актерские работы последних лет», исполнительница главных ролей в таких спектаклях театра им. Ленсовета, как «Гамлет», «Двое на качелях», «Макбет. Кино», «Мертвые души», «Сон об осени», «Три сестры» и других, Лаура Пицхелаури пронзительно и драматично передаёт силу характера самой известной женщины-ученой. 

Спектакль начинается как лекция, в которой отчетливо и резко отрывистыми фразами актриса сообщает, что не будет благодарить, выражать удивление или говорить о женщинах. Для ученого самое главное в жизни – это наука. Также и для героини спектакля нет ничего важнее излучения, распада и изменения материи.

Если смотреть на Марию с точки зрения исторического дискурса, ее победы приобретают особую ценность. В то время, когда мужья запрещали жёнам учиться или работать, она рискнула пойти в науку. Риску подверглось не только положение в обществе, но и здоровье, которое в итоге пришлось положить на алтарь.

Весь спектакль – это попытка ответить на вопрос, какой была Мария Кюри? Почему и ради чего она решилась принести такие жертвы? Возможно, её целью было желание быть хорошей женой, и она каждый день работала с опасными химикатами, чтобы любимый муж Пьер знал, как он ей дорог и мог ей гордиться. А, может быть, в ней пробудились некие эзотерические идеи. Ведь не просто так в своих письмах она постоянно сравнивала себя с ведьмой. Вполне вероятно, что огромное влияние на поиски научной истины оказала философская драма И. Гёте «Фауст». Не просто так в воображаемом диалоге с дьяволом Мария сознаётся, что готова на всё, а потом называет себя Фаустиной.

В эмоциональном спектре Марии – сомнения, злость, безумие, любовь и счастье. Самые теплые эмоции вызывают размышления о детях. Самые тяжёлые – о боге, с которым, как ученая, Мария вступает в диспут, и всё же, как человек, она хочет в него верить. Это противоречие открывается и в стихах: «достигнет новых сфер душа людская и славен будет бог». Только бог для Марии, после всего, что ей приходится пережить, больше не добрый.

Спектакль – не просто последовательное отображение биографии известной личности. Это сюрреалистическая картина в серых и черных тонах. Такую окраску постановке придаёт и черное платье актрисы, и видеоряд. Абстрактные движения частиц, серый шум, падающий снег, негативы фотографий за спиной героини – отражение её слов и одновременно сильнодействующий визуальный эффект, погружающий зрителей все глубже в психологическую картину мира Марии.

Еще один дополнительный эффект заключается в том, что «В лучах» — это моноспектакль. Важную роль здесь играет не только то, что происходит на сцене, но и то, что воссоздаётся в воображении зрителей. Именно игра актрисы — тот ключ, что открывает дверь в воображаемое, позволяя зрителям внутри собственного сознания достроить образ великой ученой, внутренним зрением рассмотреть детали её жизни, согласиться или поспорить с той идеей, которой эта жизнь была посвящена. И за видимой простотой комплексное взаимодействие актрисы с пространством, временем, формами, эмоциями, движениями и сюжетом, которое на практике воплощается в философию прекрасного – черно-белую эстетику жизни, оказавшей влияние на целый мир.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Виктора Васильева

 

Добавить комментарий