Открытие Дягилевского фестиваля: меланхоличное счастье

В этом году творческий мир празднует особенную дату – 150 лет Сергею Дягилеву. Великий импресарио сделал для русскоязычной культуры многое: прославил на весь мир русский балет, открыл мировой сцене множество танцовщиков и музыкальных исполнителей. На его Родине ежегодно (раньше – раз в два года) проводят Дягилевский фестиваль искусств, который благодаря художественному руководству дирижера Теодора Курентзиса обрел беспрецедентный для современной российской сцены международный охват. В этом году открытие состоялось 11 июня (всего фестиваль продлится 10 дней, до 21го), хедлайнеры неизменны – оркестр и хор musicAetarna под управлением маэстро Теодор Курентзиса.


Заглавный концерт проходил в традиционном месте с прошлого года – ДК им. Солдатова. В первом отделении играли «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, одно из последних произведений автора, написанное им накануне краха нацистской Германии. Композитор писал этот симфонический этюд в последние месяцы Второй мировой войны и вложил в партитуру ужас от бомбежек и разрухи, ощущение неминуемого краха великой немецкой культуры и горькое
разочарование в человеке. 23 струнных инструмента (скрипки, виолончели, альты, контрабасы) особенно точно передают напряжение и оголенный нерв художника, переживающего трагедию войны. И все же в самом названии заложена идея надежды на возрождение и культуры, и человечества, но уже в новом обличии. Так, как раньше, – определенно невозможно. В «Метаморфозах» Штраус ищет пути для этого перерождения через цитирование и оммажи великим композиторам. В этюде звучит тристановский мотив Вагнера, отсылки к Моцарту и Баху, а в финале сочинения – прямая цитата Траурного марша Бетховена. Так композитор предлагает оплакать нацистскую эпоху и строить новое, опираясь на великое искусство.


Второе отделение было посвящено Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского. Монументальное сочинение, которым автор хотел завершить свою сочинительскую карьеру и сделать финальное высказывание уже в преклонном возрасте, на закате жизни. Здесь также слышны мотивы разочарования и личной драмы, попытка примириться с ходом вещей, дуальной человеческой природой, где душа – поле битвы добра и зла. Чайковский написал эту симфонию очень быстро, буквально за пять месяцев – с февраля по август 1893 года. В том же году произведение первый раз исполнили на публике, а через 9 дней после премьеры композитор скончался. Шестая симфония – это постоянное нагнетание, аккумуляция напряжения без катарсиса и разрядки. Слушатель выходит наэлектризованный вопросами, болью и поводами для рефлексии. Быстрый ход создания произведения – как финальный миг перед смертью, когда все события жизни проносятся перед глазами. В греческом языке есть слово «χαρμολύπη», которое содержит в себе два дуальных понятия – радость и печаль, его можно перевести как «меланхоличное счастье». Возможно именно этим выражением стоит описывать состояние мрачного оцепенения и теплющейся надежды после концертной программы открытия Дягилевского фестиваля.

Невозможно отдельно не выделить игру некоторых солистов – скрипку Дмитрия Бородина в «Метаморфозах» и виолончель Владимира Словачевского у Чайковского. Теодор Курентзис дирижировал без партитуры, что не помешало абсолютной интонационной точности, слаженности оркестра и полному контакту с залом. Дабы усилить монументальность концерта и дать музыке пространство, а зрителю – возможность встречи с великим, маэстро Курентзис удлинил тишину между частями произведений. Самая громкая пауза продлилась около минуты, в финале Чайковского, и только после маэстро повернулся к зрителям принимать
аплодисменты.

Теодор Курентзис всегда выступает не только дирижером, но и демиургом, создавая для слушателя безопасное пространство, где есть место любой эмоции: главное – оставаться живым, слушать и слышать. Именно за этими возможностями на Дягилевский фестиваль ежегодно съезжаются гости и участники со всего мира.

Текст: Елена Свиридова 

Фотографии Никиты Чунтумова

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения