Вы здесь
Главная > Танец > О невыразимом на языке танца

О невыразимом на языке танца

25 июня на сцене Театра Академии танца Бориса Эйфмана состоялся вечер современной хореографии, на котором была представлена премьера — «Куб невыразимый» Игора Кирова.
Игор — хореограф и педагог из Северной Македонии, преподает в художественных академиях Мюнхена, Белграда и Токио, сотрудничает с танцевальными компаниями по всему миру — Государственным театром Клагенфурта (Австрия), Национальной оперой Бордо (Франция), Балетом Орландо (США) и другими. Игор Киров – создатель труппы Kirov Dance Company и один из соучредителей проекта BALKAN DANCE PROJECT, объединяющего танцевальных деятелей Балканского полуострова.


Хореограф при создании постановки вдохновлялся психологическим триллером «Куб» канадского режиссёра Винченцо Натали. По сюжету незнакомцы, проснувшись в лабиринте с множеством комнат, вынуждены искать выход, сталкиваясь с неожиданными и опасными ловушками. Кто они и как там оказались? Этими вопросами задаётся Игор Киров, перенося на сцену огромную коробку из плексигласа, внутри которой семь танцоров ищут самих себя под музыку Квартета Баланеску и пытаются ответить на вечные вопросы. «Невыразимый» — потому что их никто не слышит, даже если они кричат. Поэтому они пишут вопросы на прозрачных стенках куба. Абсолютно непохожие друг на друга, с разным бэкграундом, в этом замкнутом пространстве герои пробуют если не докричаться до внешнего мира, то хотя бы довериться и начать коммуницировать друг с другом, внутри своей страны, и, возможно, услышать и понять друг друга. А ещё постановка о том, что мы сами отгораживаемся и воздвигаем себе несокрушимые могильные стены.

Игор Киров также выступил как сценограф и художник по костюмам. Все костюмы – чёрные, но каждый со своим дизайном – это одновременно подчёркивает единство и индивидуальность человека.

Также в этот вечер зрители могли увидеть работу хореографа Валерии Каспаровой — «Чёрный сад», документального проекта, в основе которого – воспоминания детей-очевидцев первой войны в Нагорном Карабахе в 90-е годы. Карабах в переводе с тюркского означает «чёрный сад». Постановка — возобновление танцевального спектакля (премьера состоялась в 2021 году). Теперь в нем занят другой состав, и действие обрело новое звучание. Это второй спектакль в репертуаре Театра современного танца «Каннон Данс» — коллектива, который был создан Натальей и Вадимом Каспаровыми в 1997 году.


«Чёрный сад» наполнен духовной и народной армянской музыкой и композициями Олега Гудачева. В начале спектакля танцовщики замирают в молитве и прижимаются друг к другу, своей сплоченностью словно образуя многоликое божество. А на экране в глубине сцены пышно расцветает древо – метафора и роста, и познания. Но вскоре звуки дудука и пения птиц сменятся оглушающими разрывами бомб и стрельбой, а вместо дерева возникнет подобие ядерного взрыва. И дети, ещё вчера игравшие во дворе, вынуждены переносить раненых и в ужасе прятаться от бомбардировок военных самолетов. Сад считают земной копией рая, символом души и гармонии. Чёрный цвет – траур и скорбь. Можно ли продолжить жить, если у тебя выжжена душа и твой сад больше не цветет — в том числе в буквальном смысле — потому что его больше нет? Как и твоего дома, и детства, и нормальной жизни, отменённой войной?
Через призму детского восприятия в спектакле исследуются природа жестокости и истоки насилия и агрессии по отношению к не такому, как все.


В сентябре 2020 года участники «Черного сада» впервые встретились в полном составе на репетиции. А на следующий день в Карабахе снова началась война.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии Евгения Матвиенко 

Добавить комментарий