Вы здесь
Главная > Театр > Мюзикл «Алиса и Страна чудес»: Все это сон?

Мюзикл «Алиса и Страна чудес»: Все это сон?

11 и 12 июня в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии состоялась премьера мюзикла «Алиса и Страна чудес». Режиссерами-постановщиками выступили Глеб Матвейчук и Ольга Субботина.

Вдохновением для создания «Алисы и Страны чудес» стало произведение Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Название постановки было немного изменено, и это неслучайно, ведь для Глеба Матвейчука, написавшего мюзикл, первоисточник послужил всего лишь отправной точкой для создания своей Алисы и ее Страны чудес. Решившись на такой, довольно смелый, эксперимент, автор рисковал: ведь если маленький зритель, возможно, встретится с Алисой и ее приключениями впервые, то взрослые наверняка знают сюжет истории и, вольно-невольно, могут начать сравнивать и проводить параллели между двумя произведениями.

Тем не менее, как только поднимается занавес и появляется Алиса, а несколькими мгновениями позже по залу пробегает суетливый и обеспокоенный Кролик, попытка сравнить мюзикл с книгой проваливается и тебя, вместе с девушкой на сцене, затягивает Страна чудес…

Какая она, Страна чудес, в мюзикле? Первое, что приходит на ум – яркая. Яркая во всем: в героях, костюмах, песнях, танцах, декорациях. Говоря о последнем, стоит отметить, что как таковых декораций на сцене немного: обрамляют ее карты разной масти и достоинства, а во время самого действия на ней в разное время появляются карета и трон Королевы да полянка с грибами. Львиную долю по созданию картинки взял на себя мультимедийный экран, который на протяжении всего спектакля переносит зрителя в разные локации: будь то шумный мегаполис, в котором живет Алиса, или опушка леса, на которой Алиса встречает Шляпника. Помимо этого, транслируемый видеоряд отражает черно-белую картину Страны чудес, например, шахматная доска и всплывающие периодически фрагменты текста. Кстати, знаменитый и любимый многими Чеширский кот также появляется перед зрителями в виде проекции на экране.

Если Чеширского кота потрогать нельзя, то другие обитатели сказочной страны вполне себе осязаемы. Так, поиски Алисой (Екатерина Лепилина) двери не увенчались бы успехом, не имей она рядом дружеского плеча – Шляпника (Антон Авдеев). Антон Авдеев будто бы создан для этой роли: его Шляпник – невероятно добрый, верный, открытый, наивный и в меру чудаковатый.

Антагонистом в истории по-прежнему остается Королева (Анастасия Вишневская), не претерпевшая изменений по сравнению с оригинальным произведением. Как и в книге, Королева хочет всех казнить, раздавая приказы об отрубании голов направо и налево. Анастасия Вишневская органична в этом образе: безжалостная, грозная, жестокая и при этом невероятно харизматичная. Пожалуй, единственное, чем отличается эта дама от книжного прототипа – своим желанием любить…

Ведь как только на горизонте появляется Кролик (Александр Суханов), призванный дарить любовь и наслаждение, сердце Королевы сразу же смягчается. Да, Кролик в этом мюзикле – не чета своему книжному собрату: здесь он в самом расцвете сил и более чем уверен в себе.  Единственное, что осталось в нем от кэрролловского персонажа – розовый цвет… нет, не глаз, облачения!

В противовес Кролику-экстраверту, на пути Алисы встречается и Гусеница-интроверт (Владимир Садков). Мистическая, загадочная, она выступает своего рода проводником между мирами, помогая Алисе отгадать загадку и найти недостающий пазл.

Сама же главная героиня – Алиса (Екатерина Лепилина) – уже не маленькая девочка, а вполне взрослая самодостаточная девушка, оттого ее тяготит излишняя забота и опека родителей.  Для Екатерины Лепилиной данный проект стал первым в ее жизни, и дебют, без сомнений, удался: девушка не просто сумела передать характер героини, она выстроила цепочку развития Алисы на протяжении всего спектакля, за счет чего та не выглядит картонной.

Поскольку мюзикл ориентирован в первую очередь на детей, которых нужно заинтересовать яркой картинкой, костюмы героев здесь моментально цепляют взгляд. Некоторые из них как будто бы довольно лаконичны (хотя несут при этом символическую нагрузку), другие же – экстравагантны. Однако в заданных рамках, когда мы имеем дело со Страной чудес, в которой нет места ничему обыкновенному, все костюмы выглядят более чем убедительно.

Красочной в волшебной стране является не только одежда героев, но и музыкальное оформление. На протяжении всех двух часов зрителю предлагается обширная палитра различных жанров: Кролик поет серенады и танцует танго с Королевой, Алиса зажигает под джаз, говоря себе, что «все это сон», а Гусеница отплясывает энергичный ирландский танец. И это далеко не все, что можно встретить в спектакле. При этом такое смешение не создает эффекта вычурности и эклектичности, каждый из элементов – на своем месте.

Подобное буйство красоты во всех ее проявлениях не оставит равнодушным ни одного ребенка. Кстати, спектакль могут смотреть даже самые маленькие, так как возрастное ограничение – 6+. Однако в каждом возрасте дети поймут разное. В 6 лет, скорее всего, они не смогут вывести причинно-следственных связей между сном Алисы и тем, как она в этом сне оказалась, они будут просто наслаждаться веселыми персонажами. В 12 лет, возможно, они уже начнут задумываться об отношениях отцов и детей, о своем месте в жизни.

А что же в спектакле для взрослого зрителя? Его постановщики также не обошли стороной. Поколение 90-х поностальгирует о своем детстве, так как в мюзикле довольно много отсылок к реалиям тех времен: «потерянное поколение» вспомнит и мультфильмы, и песни, на которых оно росло. Поклонники жанра «мюзикл» получат удовольствие от намеков на горячо любимые ими постановки. И, наконец, всех объединят шутки, основанные на нынешних реалиях.

В сказку хочется верить каждому, независимо от того, сколько человеку лет. И мюзикл «Алиса и Страна чудес», ненавязчиво перенося зрителей в современные условия, дарит такую возможность. У детей есть шанс познакомиться с театром в целом и жанром «мюзикл» в частности на примере качественного, увлекательного, легкого спектакля, а взрослые вспомнят свои юные годы и на два часа вновь вернутся в счастливые и беззаботные времена. «Зачем тебе реальный мир?», – спрашивает Шляпник. Действительно, не откажите себе в удовольствии оказаться в сказочной стране, хотя бы на два часа!

Текст: Любовь Марьина

Фотографии Марии Ковалёвой

Добавить комментарий