Лабораторные работы Дома радио: Bride Song, Μοιραι FM и Soulwhirl

В июне в Перми даже абсолютно несведущий в театральных трендах зритель мог познакомиться со всяческими формами перформансов: от таинственно-странных, похожих на первобытный ритуал, до телесно-ориентированных, напоминающих танец. Все это – программа Дягилевского фестиваля 2022, на котором в этом году за 10 дней можно было посмотреть около 10 перформансов. 

Один из первых вечеров фестиваля был захвачен резидентами творческой лаборатории musicAeterna в петербургском Доме Радио. Они представили три коротких перформанса, созданные при участии композиторов, постоянно сотрудничающих с коллективом, и артистов хора и оркестра. Цех №5 завода им. Шпагина оборудовали под три сцены, на которых поочередно расцветали представления. Это не перфы в классическом формате: зритель на них – не участник, а лишь скромный гость. 

Первым зрителей встретил проступивший сквозь дым Bride Song – нежная и трогательная танцевальная миниатюра от хореографа Нанин Линнинг: Эфемерная, почти не видимая картина. Чувственность постановки изящно подчеркнули фонарики-статисты – танцовщики, отвоевывающие светом женские силуэты у тьмы. В этом перформансе гармонично сочетались импровизация с лексикой модерн-хореографии. Музыкальным сопровождением выступил альбом Алексея Ретинского «Медея» из одноименного кинофильма Александра Зельдовича. 

Для второго перфоманса зрители переместились вглубь зала, к сцене. Тут развернулся концерт-подкаст Μοιραι FM: песни, танцы и ироничные вставки из интервью с маэстро Теодором на музыку Алексея Сюмака. Первое впечатление, что мы оказались в Черном вигваме: вывернутые наизнанку фразы, напоминающие звук с зажеванных кассет для магнитофона, музыканты в черных круглых очках и перформеры с повязками на глазах. Позже мы узнаем в двух вокалистках парок, мойр. Они плетут узор человеческих судеб, параллельно настраивая радиоприемник: звучат обрывки известных песен, чья-то речь, отрывки из интервью с Теодором Курентзисом. Такие рандомные диалоги-переклички чередуются с полноценным исполнением популярных треков. Авторы постановки – творческое объединение «Музыка и Термос» под режиссерским управлением Лизы Мороз.

Завершал вечер перформанс Soulwhirl – моноработа Ольги Цветковой в эстетике буто. Пластические размышления о рождении, смерти и бесконечном повторении этого круга под радикально новую музыку Вангелино Курентзиса. Музыку, которую неподготовленное ухо даже не способно считать как предмет для прослушивания. Перформанс зрители наблюдали во флюоресцентной темноте: на большом круглом «ринге», прямо в его центре рождается человек. Абсолютно обнаженная Ольга сначала прорастает и раскрывается как бутон пиона – медленно и очень красиво, затем ищет себя в пространстве и исследует окружающий мир. А в финале перформанса и вечера в целом уходит в открытый космос – открытую дверь на улицу из Цеха №5.

Все три постановки объединили размышления на тему цикла смерть-рождение и фантазии об ипостасях многоликого процесс творчества. Причем у зрителя была возможность не только подумать вместе с художниками, но и столкнуться с результатом сложностей рабочего процесса. Не все зарисовки были качественно представлены, но ошибки в выборе размещения аудитории или проблемы со звуком только добавили естественности и «лабораторной» живости постановкам.

Текст: Елена Свиридова

Фото: Гюнай Мусаева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения