Вы здесь
Главная > Театр > «Искусство должно действовать так, чтобы проходить сквозь стены»

«Искусство должно действовать так, чтобы проходить сквозь стены»

30 мая состоялся последний показ спектакля «Исследование ужаса» театрального объединения «Разговоры». Это проект фонда «Альма Матер», в котором люди с ментальными особенностями существуют наравне с профессиональными актерами и музыкантами. Сформировалась театральная группа благодаря инклюзивному проекту «Квартира», созданному в партнерстве с фондом системной поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом» — свободному арт-пространству на Мойке, который просуществовал полтора года.


 Там проходили репетиции, концерты, мастер-классы, спектакли. Именно в «Квартире» родились спектакли «Разговоры», «Недетские разговоры»; «Исследование ужаса», «Фабрика историй». Сейчас «Квартира» прекратила своё существование, и «Разговоры» стали самостоятельным театральным проектом с собственным репертуаром: эко-драмой «Пакетик, который хотел быть нужным», «И грянул гром» по рассказу Рэя Брэдбери, инклюзивным мюзиклом «Жаль, что тебя здесь нет» и другими.

«…Меня интересовало фотографирование разговоров, мне хотелось сохранить слова нескольких людей, связанных друг с другом, в период, когда связь их стала нарушаться. Мне хотелось составить опись собственных мыслей, чтобы понять, что делать дальше…»


Но вернемся к «Исследованию ужаса», обладателю «Золотой Маски» 2020 г. («Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол»). В спектакле, в отличие от других проектов «Разговоров», участвуют только профессиональные актеры: Яна Савицкая, Иван Кандинов, Екатерина Алексеенко, Ксения Захарова, Екатерина Кривецкая, Дмитрий Крестьянкин, Екатерина Таран, Александра Никитина, Анастасия Бешлиу, Юлия Захаркина, Татьяна Филатова, Виктория Артюхова, Наташа Розанова. Драматург Элина Петрова написала пьесу по мотивам произведений «чинарей» и дневниковым записям Леонида Липавского 1933-34 гг. В ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) входили сам Липавский, Даниил Хармс, Яков Друскин, Николай Олейников, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Они провозглашали уход от традиционных форм искусства и считали новым, единственно верным методом изображения реальности абсурд.

Премьера спектакля «Исследование ужаса» прошла в январе 2019, из-за пандемии спектакль не шёл два года, и вот наконец — долгожданный показ, грустно, что последний. Символично, что играют его в сердце театральной жизни Петербурга — в редакции Петербургского театрального журнала, вполне домашнем пространстве с кухонькой, диваном, библиотекой и залом-офисом. Во всех этих помещениях, тесноватых даже для небольшой компании (а зрителей было человек 15) и разворачивается действо, которое просто невозможно представить в традиционном пространстве театра со сценой.

Сначала гости и пока ещё актёры вместе собираются за обеденным столом, пьют чай, знакомятся, представляются — но через какое-то время актёры покидают комнату, а возвращаются уже в других нарядах — кто в пиджаке, кто в белой рубашке и мешковатых брюках, твидовой кепи и пальто. «Косплеят» — так характеризует жанр спектакля режиссер Борис Павлович. То есть примерив на себя образ, актеры продолжают жить среди реальных людей.


Обэриуты поклонялись абсурду — поэтому многие персонажи раздваиваются, а женщины исполняют мужские роли. Исключение составляет только жена Липавского Тамара — ее роль играют две актрисы — Саша Никитина и Екатерина Таран. Повествование будет нелинейное, хаотичное — ну какая последовательность может быть на вечеринке друзей? Чинари будут спорить, петь, танцевать, развлекать гостей игрой на пианино, подтрунивать и задирать («Ты кто? А я думаю, ты говно!»), рассуждать о вдохновении, времени, смерти. В середине спектакля случится обед, на который позовёт Тамара Липавская (Саша Никитина). На столе — картошка (которую гости в начале вечера почистят), селедка, чёрный хлеб с лучком и солеными огурцами.

Постепенно словесные поединки распределяются в разные пространства, и порой зрителю приходится выбирать — сочувствовать рефлексирующему философу Якову Друскину, сопереживать нежному монологу Тамары о любви, симпатии и чувственности или смеяться над абсурдистскими сценками Хармса.
Философские мысли и идеи друзей-обэриутов, кажущиеся поначалу зыбкими, далёкими, вдруг уплотняются и, кажется, заполоняют собой все пространство. «Искусство должно действовать так, чтобы проходить сквозь стены» — говорил Хармс.


Катарсис наступает, когда все друзья, тонко чувствующие приближение катастрофы и собственное бессилие, делают совместное фото, запечатлевая миг уходящей эпохи, и горько констатируют: «У нас были все данные, чтобы превратить ящик в лодку». Они покидают зал вместе. Тьма сгущается, наступает звенящая тишина. «Мы не знаем, что будет дальше» — говорят герои другого спектакля Бориса Павловича. Как и все мы.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии: Владимир Аверин

Добавить комментарий