«Щукинские полотна» в Эрмитаже

26 июня в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка работ Клода Моне, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Камиля Писсарро и многих других художников под названием «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». В экспозицию вошли 150 произведений, которые находились в коллекции мецената Сергея Ивановича Щукина. Выставку уже называют главной выставкой года, так как впервые полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и Московском Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, будут показаны вместе в столь полном составе.

Сергей Иванович Щукин, величайший коллекционер французского модернизма, превратил свой дом в своеобразный музей. С 1907 года петербуржцы и москвичи, знавшие номер телефона Щукина, могли заранее записаться на визит.

Оказавшись в шикарном особняке, гости в первую очередь попадали на большую лестницу, где могли видеть знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». И на выставке эти крупноформатные работы видны практически из любой точки зала. Среди других картин Матисса в Манеже представлены «Арумы, ирисы и мимоза», «Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде», «Красные рыбки», «Ваза, бутылка и фрукты», а также «Игра в шары», которые располагались в Розовой гостиной дома Щукина.

Сейчас сложно понять, насколько смелым решением купца было купить подобные произведения искусства. И дело было не в обнаженных фигурах, а в том, с какой смелостью они были изображены.

Несмотря на то, что Щукин коллекционировал картины разных художников, его имя  связывается, прежде всего, с Матиссом. Как меценат, интеллектуал и любитель искусства, Сергей Иванович регулярно посещал выставки французских художников. Увидев работы Матисса впервые, он пришел в такой восторг, что даже захотел с ним познакомиться и узнать его поближе.

После лестницы гости Щукина попадали в Музыкальный салон, где были выставлены картины импрессионистов. Так же, как и они, сто лет спустя посетители Эрмитажа смогут посмотреть работы художников этого стиля. Эталоном импрессионизма считается Клод Моне. В центре экспозиции одна из ранних его картин - «Дама в саду». Также на выставке можно увидеть другие полотна Клода Моне: «Скалы в Этрета», «Белые кувшинки», «Сирень на солнце», «На крутых берегах близ Дьеппа», «Руанский собор в полдень», «Стог сена в Живерни», «Городок Вертей», «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание Парламента», «Завтрак на траве», а также картины Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене», Камиля Писсаро «Площадь Французского театра в Париже» и «Оперный проезд в Париже», Эдгара Дега «Проездка скаковых лошадей» и «Танцовщицы на репетиции» и работы других художников, приобретенных Щукиным.

Выставка воссоздает образ знаменитого дома Щукина в Знаменском переулке в Москве. Портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона встречает посетителей и как бы приглашает их в свой особняк.

Незадолго до революции Щукин подготовил план своего дома и подробный каталог с описаниями и фотографиями.  На выставке воссозданы основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». В каждой «комнате» на выставке в Эрмитаже помещены фотографии соответствующих помещений дома Щукина.

Полотна Гогена, выставленные в доме Щукина в Большой столовой, современники именовали «Иконостас Гогена». В достаточно темном помещении, стены которого были покрыты кожей, гости Щукина могли оценить блеск и красоту тропических пейзажей. Полотно «Жена короля»  прибыло в «Эрмитаж» из Москвы несмотря на всю свою хрупкость. Сам Гоген признавался, что «по цвету еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью».

В 1908 году Щукин познакомился с Пабло Пикассо. Работы художника сначала не впечатлили мецената, но спустя несколько лет он проникся творчеством основоположника кубизма. Все приобретенные полотна художника, которых было около сорока, Щукин расположил в довольно небольшом помещении. Разлом мира нагляднее всего был представлен именно в этой комнате с картинами Пикассо, которая стала местом размышления для московских философов и интеллектуалов.

Сергей Иванович считался крупнейшим в России собирателем кубистских полотен. На выставке представлены такие работы Пикассо, как «Голова женщины», «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей», «Обнаженный юноша», «Букет цветов в сером кувшине», «Стеклянная посуда», «Купание», «Женщина с мандолиной», «Столик в кафе», «Мальчик с собакой», «Зеленая миска и черная бутылка», «Дружба», «Музыкальные инструменты» и другие. В центре зала размещены скульптуры Пикассо.

Коллекция Сергея Ивановича имела большое значение, так как была посвящена современному французскому искусству. И что не менее важно, она очень хорошо документирована. Была сделана фотофиксация коллекции. О выставке выходили статьи в журналах.

Коллекция Щукина считалась одной из основных достопримечательностей Москвы. 

В одном из разделов выставки представлено видео о Сергее Ивановиче Щукине и его коллекции.

Эта выставка – обменная. Она проводится совместно с московским Пушкинским музеем, где 28 июня открылась выставка «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых». При этом большая часть представленных в Санкт-Петербурге полотен нетранспортабельна и не покидает Эрмитаж. Поэтому выставку «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» мог организовать только Эрмитаж.  Выставка последняя в триаде выставок мецената, которые проходили в рамках масштабного проекта с 2015 года, и продлится до 30 октября.

Текст и фото: Инна Зайцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения