Вы здесь
Главная > Театр > «Просто дети играют в войну!»

«Просто дети играют в войну!»

«Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло», — этими словами начинается спектакль «Будь здоров, школяр» режиссёра кукольных и драматических спектаклей, доцента кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол РГИСИ, многократного лауреата «Золотой Маски» Яны Туминой на сцене Малого Драматического Театра — Театра Европы (премьера состоялась 16 апреля). Это уже вторая работа Яны Туминой в МДТ — с 2020 года в театре идет постановка «Где нет зимы» по книге Дины Сабитовой.

Булат Шалвович Окуджава написал автобиографическую повесть о Великой Отечественной войне в 1960-е годы. В 1980-х это произведение поставил Зиновий Корогодский в ТЮЗе, но спектакль быстро сняли как «пацифистский». Яна Тумина кроме самой повести добавила в инсценировку цитаты из интервью Окуджавы, его поэтические тексты. Главный герой, как и его фронтовые друзья — семнадцатилетние ребята. И многие из них так и останутся вечно юными.

«Война!» — с наслаждением, смакуя слово, выкрикивают по очереди школяры в начале спектакля. Война для них пока овеяна дымкой романтики и геройства, игры в солдатики и взрослой военной формы. «Клянусь погибнуть за Родину!» — бросаются они лозунгами в едином порыве. Но вскоре эйфория сменится страхом и животным ужасом, когда ещё дети, не умеющие толком винтовку держать в руках, столкнутся со смертью. «Жить хочется, жить..А пули звенят возле меня.. Я даже десятого класса не окончил. Помогите мне. Я не хочу умирать..».

 

Жанр постановки — саунд-драма (жанр, рождающий уникальное переживание на стыке драмы и музыки), музыкальный руководитель и композитор – Анатолий Гонье. Отталкиваясь от формата дневника автора с нелинейным повествованием и повторами, создатели наполнили действо музыкальными номерами с рефренами — их на манер речитатива воспроизводят актёры МДТ, порой так остро и жёстко, что не узнаешь тихие тексты Окуджавы. Так «Песенка кавалергарда» превращается в бесконечно повторяемое «Крест деревянный иль чугунный». Ярослав Дяченко с наивной обезоруживающей улыбкой поёт, срываясь на крик: «Вон какой-то испуганный мальчик сам с собою играет в войну. Кто там плачет?.. Никто там не плачет… Просто дети играют в войну!». А за его спиной — видеоарт игры в солдатики, пугающий сильнее документальных хроник (работа видеохудожников Кирилла Маловичко и Маши Небесной).

Чтобы познакомить молодое поколение с автором, которого не изучают в школах — да и жанр «советская классическая проза» не в списке бестселлеров в книжных магазинах — и донести важность темы, которая в нынешних обстоятельствах стала ещё актуальнее, постановку наполнили элементами молодежной субкультуры — скейтерами, граффити, танцевальными и рэп-баттлами. Художник по граффити — актёр Никита Касьяненко, соавтор и артист спектакля Кирилла Люкевича о стрит-арте «4elovekvmaske, лауреате «Золотой маски»-2021.

Разобранная сцена выглядит наподобие скейт-парка — с небольшой горкой, на которой легко не только делать головокружительные трюки на скейтах, но и перемещаться ближе к зрителям, оказываясь буквально в паре метров от первых рядов — как в камерных театрах. Используется также верхняя часть сцены, действие запараллеливается — когда внизу молодёжь устраивает вечеринку с танцами и ярким слепящим диско-светом, герой в старости (Михаил Самочко) молча наблюдает за ними в постепенно поглощающей его тьме. Ребята на фронте стыдятся своих обмоток, а их возлюбленные девы (Екатерина Клеопина, Полина Севастьянихина, Дарья Ленда, Надежда Некрасова) танцуют с заветными крепкими кирзовыми сапогами.

Спектакль «Будь здоров, школяр» — ода гуманизму и одной непреложной истине: жизнь человека — самая великая ценность. А ещё это попытка диалога — старшее поколение (главный герой в старости) оглядывается на свою молодость, музыка 60-х мирно соседствует с диджейским пультом и современными битами, лирика — с прозой, воздушные юбки и пиджаки из 60-х — с джинсами и толстовками. Художник по костюмам Маша Небесная создала одну огромную шинель со множеством рукавов, в которую помещаются все юные фронтовики — как большое тёплое одеяло, как материнское объятие.

Несмотря на порой довольно яростные, горячечные манифесты, свойственные юности, спектакль дышит нежностью и надеждой — в мечтах школяров о встрече со своими подругами, которые, они уверены, ждут их, о будущем, в котором, как они верят, больше не будет страшного слова «война». А в финале все участники спектакля появляются на сцене в импровизированном духовом оркестре, в «надежды маленьком оркестрике под управлением любви» — и музыка из далекого прошлого звучит великим укором.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии предоставлены МДТ 

Добавить комментарий