«Плаха»: «В нём горел свой огонь»

Действительность в творчестве Чингиза Айтматова принято условно разделять на три составляющие, на три плоскости – историческая коллизия, персонажи-архетипы и реальная картина мира. В его работах эти компоненты тесно переплетены и часто сдобрены мифологизмом. ЦСД (Центр Современной Драматургии) пошёл дальше – в своём спектакле «Плаха» по мотивам одноимённого романа Айтматова он разложил постановку на четыре смысловые временно-пространственные области, которым дал тематические названия.

Премьера спектакля «Плаха» (режиссёры Антон Бутаков, Татьяна Савина, Александр Фролов и артисты театра), который театр позиционирует как «отчаянный спектакль о крайностях человеческой души», состоялась 21 марта 2021 года. Второй год команда постановки пытается найти ответы на извечные вопросы о возможности изменить мир в одиночку и повести других за собой к свету, когда тьма так сильна и коварна.

В фойе театра зрители могут ознакомиться с первой частью постановки — выставкой «Саванна», в рамках которой представлены работы художников со всей страны, созданные специально для спектакля.

Вторая часть — «Авдий» — драматическая, разворачивается уже в зрительном зале. Она отвечает и за исторический конфликт, и за разнообразие первобытных образов, и за реальное положение вещей. На пустой сцене стена из деревянных ящиков, видеопроектор транслирует на них названия мест Средней Азии, куда попадают персонажи из истории. Главный герой Авдий Каллистратов (Максим Игнатов), в прошлом – семинарист, выгнанный за ересь, а ныне советский внештатный корреспондент областной газеты, собирающий материал для статьи среди «гонцов за анашой», чтобы проследить пути проникновения наркотика в молодёжную среду европейских районов страны. Его принимают в группу, состоящую из трёх таких гонцов: Петрухи (Илья Калин), Лёни (Алексей Чувашов) и Махача (Григорий Ильин).

Помимо сбора материала для газеты, Авдий пытается достучаться до душ своих подельников и отговорить их заниматься таким гиблым делом, но они оказываются глухи к его страстным и назойливым проповедям. Тогда он решает встретиться с тем, кто из тени руководит всем процессом сбора запрещённых веществ, — с Гришаном (Сергей Колесов). По сути, в этом сюжетном отрезке центральных героев два – Авдий и Гришан. Они противостоят друг другу, но не физически, а интеллектуально и морально. Гришан выслушивает Авдия и предлагает ему попробовать переубедить его подчинённых всеми возможными способами, он мешать не будет и предоставит полную свободу действий. Но опять происходит то, что происходит всегда – зло оказывается сильнее и притягательнее. И если предоставить человеку выбор, то с большей охотой он выберет лёгкие деньги, силу и власть, такова уж людская натура. Гришан сохранял молчание, насильно ни к чему не принуждал, Авдий проповедовал, но гонцы сами сделали свой выбор. И за последствия своего выбора пришлось расплачиваться тоже им, и хоть они и понимали такую возможность, но не верили до конца в наказание и возмездие за свои поступки. По итогу разговора Авдия избивают, и ему чудится та памятная беседа Иисуса с Понтием Пилатом, в котором будущий Мессия тоже не попросил пощады, только в роли Мессии здесь Гришан. В финале бывшего семинариста ждут очередные мучения и, наконец, плаха и распятие. Но и под конец дух его оставался несломленным и Авдий по-прежнему тянулся к свету… Библейские мотивы весьма неожиданно проявляются в этой, казалось бы, бытовой истории про добычу наркотиков в Казахстане в советское время.

Третьей частью спектакля была танцевальная глава «Волки», в которой занята почти вся труппа театра. Без единого слова, с помощью одной только пластики актёры рассказывают трагическую историю волчицы Акбары и её сородичей. Рождение и жизнь, появление логова и потомства, роковая встреча с людьми и гибель почти всей стаи, включая волчат.

Замыкает постановку музыкальная часть «Хор», похожая на шумный рок-концерт. Будто разрядка после тревожной драматической и танцевальной части, эта сцена позволяет сбросить напряжение, подвигаться, подпеть артистам или просто постоять в просторном фойе театра. Гитара (Илья Калин), барабаны (Давид Вашакидзе), электроника (Алексей Чувашов), вокал: Антон Бутаков, Илья Калин, Ярославна Шастина, Григорий Ильин, Максим Игнатов, Варвара Брылина. Переливающиеся напевы и экспрессивно-агрессивные музыкальные шутки здесь смешиваются в одну довольно симпатичную какофонию. Полифония звуков мгновенно расползается и заполняет всё помещение, заставляя вибрировать тела в такт усилителям.

Каждый зритель может воспринимать постановку как цельное полотно, а может как отдельные куски. Все части этого спектакля-конструктора помогают раскрыть разные части романа Айтматова, попутно рассказывая о пределах людской души. Кто-то насладится выставкой или погрузится в музыкальный транс вместе с волчьей стаей, кто-то задумается о природе добра и зла внутри себя или выплеснет эмоции, крича вслед за Антоном Бутаковым «Я неграмотен, я патриот!».

Текст: Дарина Львова 

Фотографии представлены ЦСД

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения