Вы здесь
Главная > Театр > Маски, вороны и история юношеской любви

Маски, вороны и история юношеской любви

Шекспировские пьесы имеют едва ли не самую богатую театральную историю с метаморфозами, классическими постановками, уходом в постмодерн, метамодерн и возвратом к классике. Одни постановщики предпочитают поменять время действия, разместив историю в нашем времени, другие крепко держатся за корни и не хотят менять декорации и приемы в угоду современному искусству. Ромео и Джульетта плавно перекочевали в кино и стали подразумеваемым фундаментом для немалого числа новых сюжетов, вдохновленных то запретной любовью, то темой смерти, то просто враждой окружения, которое пытается помешать отношениям героев.

Режиссёр театра «Открытое пространство» Рузанна Мовсесян, как заявляется, решила увести старую историю Ромео и Джульетты в сферу “детского” искусства, сделав постановку для возраста 10+. Среди зрителей же можно было увидеть и детей гораздо младше этих десяти. 

Трагедия не перестает быть трагедией, но появляются мотивы площадного театра с актёрами в масках, картонными фигурами и куклами на палках. Звучит скорее как экспериментальное действо, но так ли это в действительности? Петербургские зрители могли проверить самостоятельно 25 мая на сцене Камерного театра Малыщицкого.

Раз спектакль сделан как для детей, так и для взрослых, сперва задаёшься вопросом — подразумевается ли упрощение сюжета и персонажей? Насколько нужно истории о Ромео и Джульетте быть представленной в детском виде — уже спорно. Можно сказать, что оригинал от этого не пострадает. Но нужно ли подобное самим детям? Ответ очевиден — зависит от подачи.

Возможно, присутствовавшие на спектакле дети упустили акценты, более понятные взрослым, не уловили спорность всей истории любви, когда зритель может сам решать, насколько адекватны были поступки персонажей, и стоит ли смотреть на происходящее глазами влюблённых молодых людей или же зрелых членов семей Монтекки и Капулетти. Или же можно признать правоту и ошибки каждого участника событий. Но, если авторам хотелось донести разные моменты пьесы для аудитории различных возрастов, пожалуй, им это удалось.

Несмотря на активное надевание масок и картонных фигур, постановка оказалась традиционной в плане представления сюжета и большинства персонажей. Это не детская сказка и не модернистское представление, поэтому откровенно спорные моменты, даже приложив усилия, найти будет сложно. Спектакль атмосферный и все его элементы, от дизайна декораций до игры актёров, выглядят собранными в единую интересную картину. Но в ней есть один нюанс — инфантилизация главных героев, представленных уже не молодыми влюбленными, а скорее подростками. И в случае Джульетты создатели перестарались, представив не девушку, а ребёнка, что подкрепляется не только игрой актрисы, но и дизайном её масок и картонного двойника. Из-за чего сама история любви приобретает странный привкус. Даже на фоне юного Ромео его возлюбленная выглядит девочкой, которая едва ли что-то может понять о любви, восторженно бормоча слова, написанные для более взрослой героини. Безусловно это намеренный ход и актёры сыграли как от них требовалось, но не факт, что получившийся детский мотив понравится большинству зрителей.

В целом постановку «Открытого пространства» можно рекомендовать как атмосферный, интересный в любом возрасте и при этом универсальный спектакль. Кого-то может отпугнуть специфический, намеренно примитивный стиль рисовки масок и кукол, но для постоянных посетителей театров подобное едва ли станет препятствием, будучи уже привычным моментом. Это не новое прочтение или гениальный эксперимент, но добротная качественная постановка, на которую можно сходить как самому, так и с ребёнком.

Текст: Дана Каспари

Фото Александра Палаева

Добавить комментарий