«Мадам Роза»: «Жить нельзя, когда любить некого»

Пьесу «Мадам Роза» (Blumentag) по мотивам романа Эмиля Ажара «Вся жизнь впереди» екатеринбургский драматург Николай Коляда написал ещё в 2004 году. Позже он поставил спектакль с артистами своего театра. А 9 апреля 2022 года Александр Балыков представил в «Коляда-театре» обновлённую постановку «Мадам Роза» уже в совершенно другом актёрском составе и с иной сценографией, но с прежним посылом – любовь меняет всё.



В центре истории два, на первый взгляд, полярных персонажа — старая еврейка, проститутка на пенсии мадам Роза (Василина Маковцева) и арабский мальчик Момо (Евгений Корнильев). Мадам Роза — тучная, больная женщина, вынужденная каждый день по несколько раз подниматься в свою парижскую квартиру на седьмом этаже в доме без лифта — «Это просто Освенцим!». Там её ждут чужие ребятишки — из своей квартиры она создала приют для брошенных детей шлюх. Среди оставленных детей выделяется «не такой, как все» Момо, каждый день приносящей своей «приёмной матери» сворованные с рынка цветы, чтобы в их доме «пахло счастьем». Но чаще он приносил с помойки уже увядшие букеты. Мадам Роза ставила их в вазы без воды, «потому что вода этим цветам была уже ни к чему», и радовалась, что в квартире царит «Блюментаг», что по-еврейски означает «День цветов». И сама она очень походила на свои увядшие цветы – ей уже многое в жизни было ни к чему, она уже не могла радовать глаз и вкусно пахнуть, к тому же была больна и еле передвигалась, но она стойко продолжала жить вопреки всем невзгодам.

Сценография у спектакля — устремленная ввысь, подавляющая и даже чуть угрожающая, несмотря на свою яркость и пестроту. Посреди сцены возвышается вращающаяся конструкция с четырьмя гранями, напоминающая одновременно трибуну и лестницу, ведущую во все стороны, где под ступеньками, через натянутую ткань сначала проступают зловещие силуэты, а потом вдруг начинают физически прорываться наружу какие-то существа, не имеющие имени и лиц.



Весь спектакль построен на контрасте нелепого и прекрасного, восторженного и трагичного. Яркие краски, которыми герои всё действие обмазывают свою одежду и лица, красочные парики и макияж буднично уживаются с воспоминаниями о Гитлере, смерти и насилии. Живым примером таких контрастов выступает бывший боксер из Сенегала, трансвестит мадам Лола (Игорь Баркарь). Мощная снаружи и очень хрупкая внутри, она производит двойственное впечатление. Несмотря на свою профессию и образ жизни, именно мадам Лола из раза в раз помогает и финансово выручает бедную мадам Розу, именно у неё оказывается самое нежное и сострадающее сердце под мощной грудью.

Повествование ведётся от лица повзрослевшего Момо, который оборачивается на свою не такую уж и весёлую жизнь и вспоминает… Вспоминает единственного человека, которого любил в то время, когда был ребёнком. Всё в морщинках лицо мадам Розы стоит у него перед глазами, лишь его он помнит чётко. Возможно, оттого у Момо все люди были на одно лицо, потому что им до него не было никакого дела. А мадам Роза по-своему любила Момо и заботилась о нём. И больше никого на свете у него и не было – своих родителей он не помнит.

Отец мальчика Юсеф Кадир (Данила Шулепин) однажды всё же появляется на пороге квартиры мадам Розы с требованием показать ему его сына Мохаммеда. Он много лет назад из ревности убил мать Момо, которая, как и многие в этом квартале Парижа, торговала телом. Юсеф провел все эти годы в психиатрической лечебнице, только сегодня освободился и сразу поспешил увидеть сына. Но мадам Роза и Момо стойко держали оборону и не сознавались, что Момо — это Мохаммед, они даже пытались выдать за сына Юзефа еврея-подростка Мойшу (Никита Бондаренко), проживающего с ними. Такая сплочённость и единство демонстрировали, как привязаны друг к другу мальчик и пожилая женщина.



Но долго вместе им быть не суждено. Как говорил доктор Кац (Александр Кучик): «Не плачь, малыш. Старики умирают, это естественно. А у тебя - вся жизнь впереди». Но Момо не желает так просто мириться с расставанием со своим единственным другом и, когда мадам Роза заползает в своё «еврейское логово» в подвале и умирает там, он три недели не отходит от её тела, и создаёт видимость жизни. Подкрашивает её лицо, опрыскивает духами, украшает сухими цветами всё вокруг. «Пусть будет всегда «Блюментаг». Он не хотел покидать её даже после конца, потому что с ней никого больше не было.

Жалость и нежность, несправедливость и доброта — в спектакле смешиваются множество разнообразных театральных красок, что даёт ошеломляющий эффект. Актерская игра главных героев на пределе, на высочайшем нерве, безусловно, также завораживает. Через драму о низших слоях общества, об отбросах — проститутках, ворах и убийцах — драматург и режиссёр открывают перед зрителями щемящую душу историю, ещё раз доказывающую, что любить можно некрасивых, что грубияны достойны сострадания, и что в милосердии нуждаются даже самые, на первый взгляд, сильные люди.



"Тайна любви больше, чем тайна смерти", — говорила уайльдовская Саломея за несколько мгновений до смерти. «Надо видеть только любовь», — вторил ей легендарный режиссёр Роман Виктюк. «Жить нельзя, когда любить некого. Надо любить. Надо любить», — вслед за Эмилем Ажаром повторяют Николай Коляда, Александр Балыков и главный герой спектакля. Любовь — самое важное в жизни и смерти, она творит невозможное, и маленький арабский мальчик в полной мере прочувствовал на себе всю глубину и горечь этого чувства.

Текст: Дарина Львова

Фотографии: Глеб Махнев

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения