Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > Скульптура Флоренции в Эрмитаже

Скульптура Флоренции в Эрмитаже

30 марта в Пикетном зале «Эрмитажа» открылась выставка, демонстрирующая один из самых ярких периодов в истории мировой скульптуры. В  XV веке  в  итальянском городе Флоренция, который позже назовут колыбелью Возрождения,  создавали свои шедевры Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Данте Алигьери, оказавшие значительное влияние на развитие мирового искусства, а также многие другие мастера. В состав экспозиции вошли двадцать пять произведений из терракоты, гипса, майолики и дерева, включая Мадонну с Младенцем Лоренцо Гиберти, скульптуру святого Себастьяна Марко делла Роббиа и бюст Юноши-святого Андреа Верроккьо, в создании которой по мнению экспертов мог принимать участие Леонардо да Винчи.

Центральной фигурой выставки выбрана скульптура святого Себастьяна, выполненная в уникальной технике майолики, изобретателем которой считается флорентийский скульптор Лука делла Роббиа. В классическом понимании, майолика — это терракотовая керамика, покрытая глазурью с оксидом олова. Методика делла Роббиа предполагала добавление в глазурь не только оксида олова, но и оксидов других металлов, что расширяло гамму цветов и эффектов. Поскольку керамист делла Роббиа был одновременно скульптором и ювелиром, то он начал создавать терракотовые рельефы, которые затем покрывал своей новой глазурью. Работы делла Роббиа использовались в интерьерах и на фасадах зданий. На выставке представлены работы, создававшиеся в мастерской семьи делла Роббиа: Святой Себастьян, очаровательные ангелоподобные Мальчик с флейтой и Мальчик с гирляндой, и другие.

Еще одна работа делла Роббиа — рельеф «Мадонна, поклоняющаяся младенцу», который повторяет центральную часть алтаря Брицци в церкви городка Ла-Верна. Возможно, реплики этой композиции неоднократно повторялись в мастерской Роббиа. На некоторых сохранились изображения гербов заказчиков. Двойные гербы означали, что такие композиции заказывались по случаю бракосочетания.

Необычной и мистической кажется «Мадонна с младенцем и шестью ангелами», которая представляет собой повторение композиции, также приписываемой Лука делла Роббиа. Выполненное из гипса повторение композиции «Мадонна с младенцем», называемой обычно Мадонной Корсини,  невероятно реалистично.

Изображение Мадонны с Младенцем было очень популярным   во Флоренции. Ее образ был на колонне на кукурузном рынке, а Собор «Богоматери цветов» и Церковь Санта Мария Новелла были названы в ее честь. Выпускались терракотовые дощечки с изображением Мадонны, маленькие Мадонны для дома, изображения Мадонны были на общественных зданиях и сооружениях. На выставке представлены самые разные Мадонны: трогательные и заботливые, строгие и высокомерные. К наиболее ранним относятся две композиции «Мадонна с Младенцем», выполненные в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора восточных «Врат Рая», одной из основных достопримечательностей Флоренции – Баптистерия Сан-Джованни. Это самые красивые ворота баптистерия. Их копия украшает северный вход Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Еще один флорентийский скульптор, изображавший Мадонн, правда, уже в мраморе – Антонио Росселлино. Его барельеф «Мадонна с младенцем и херувимами» был очень популярен и многократно тиражировался. Известно более 80 вариантов. Автор, повторив фигуры, заключил их в некое подобие триумфальной арки.

Композиция «Мадонна, поклоняющаяся младенцу» Дезидерио да Сеттиньяно также известна в ряде экземпляров в терракоте, гипсе и мраморе. Его рельефы отличает мягкость и четкость линий.

Работы другого известного мастера этого периода Андреа Вероккьо можно увидеть в музее Метрополитен и галерее Уффици. Учитель Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи оказал огромное влияние на современников и потомков, а также ввел новый идеал красоты.

Отдельную группу экспонатов выставки составляют бюсты из терракоты, выполненные под его влиянием. Особый интерес представляет бюст «Юноша-святой». Ранее изображение юноши находилось в коллекции княгини Марии Николаевны и приписывалось Леонардо да Винчи.

Выставка состоит из экспонатов, которые были недавно отреставрированы. Шесть рельефных композиций Эрмитаж приобрел у петербуржцев Ларисы и Олега Шушковых. К выставке был выпущен каталог «Скульптура Флоренции в XV веке» и фильм, посвященный реставрации статуи «Архангел Гавриил», проведенной в старейшем реставрационном учреждении Флоренции Opificio delle Pietro Dure. Таким образом, контекстуально выставка вступает в диалог со скульптурой «Архангела Гавриила» и Мадонной. Эти две скульптуры стоят вместе как части группы Благовещения в церкви города Винчи.

Выставку можно посетить по входным билетам в Главный музейный комплекс. Она расположена в Пикетном зале. Один из барельефов был оставлен в десятом зале, ввиду возможности его разрушения.

Текст: Инна Зайцева
Фото: Александр Шек

Добавить комментарий