Вы здесь
Главная > Театр > «ПетерБУРГ»: поэтика Андрея Белого в эпоху фастфуда

«ПетерБУРГ»: поэтика Андрея Белого в эпоху фастфуда

С 4 по 10 апреля в Санкт-Петербурге проходит 24-й международный театральный фестиваль «Встречи в России». В этом году культурный форум посвящен 30-летию основания СНГ. В фестивале приняли участие коллективы из шести стран – Армении, Казахстана, Кыргызстана, Южной Осетии, Беларуси и России.

Среди участников — «ПетерБУРГ» театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» в постановке петербургского режиссера Петра Шерешевского. Спектакль вошел в лонг-лист Национальной Премии и Фестиваля «Золотая маска» — 2022.

«ПетерБУРГ» поставлен по мотивам одноимённого романа Андрея Белого, главного модернистского олицетворения Петербурга. Петр Шерешевский перенес действие в наши дни, превратив Аполлона Аполлоновича Аблеухова (Валерий Чебурканов) в рефлексирующего министра, уже знающего своё будущее с самого начала, Николая Аполлоновича (Руслан Арифуллин) — в избалованного сынка-блогера, демонстрирующего каждый эпизод жизни в сторис (они транслируются на проекторе в глубине сцены). Он настолько боится признаться себе, что любит отца и похож на него, что готов его даже убить.

В любовном треугольнике, в котором Белый воплотил свои сложные отношения с Любовью Блок, женой друга Александра Блока, Лихутин (Дмитрий Константинов) предстает честным благородным ментом. Дудкин (Николай Белошицкий) и Варя Лихутина (Виктория Бикетова) — активная думающая молодёжь, выступающая на митингах. Замечательно обыгран антракт — с разгоном митингующих и суровым «Расходимся!» в зал.

Неизменный творческий соратник Петра Шерешевского, художница Надежда Лопардина трансформировала сценическое пространство в по-балабановски мрачное бистро-шаверму с пластиковым столом и стульями. На заднем плане — психоделическая кроваво-красная комната Аблеухова. Вывеска «ПетерБУРГ» навевает ассоциации с популярной сетью фастфуда. Кстати, как и в других работах Петра Шерешевского в Камерном театре Малыщицкого, герои постоянно едят — шаверму, бургеры, жарят рыбу на плите. Лишь Аблеухов-старший и слуга Семёныч едят «понарошку» — абсолютно статичные, будто из другого, давно ушедшего времени. Общество слепого потребления, больное безволием, проглядывает через гипсовые бюсты Аполлона, под которым Аблеухов-младший прячет пакетик с кокаином, кожаные офисные кресла и голые манекены. Рядом — символ «русскости» — ствол берёзы, да и герои время от времени одевают кокошники, напевая «На белом покрывале января».

Роман «Петербург» написан ритмической прозой с использованием многих поэтических приёмов. И в спектакле герои то и дело присаживаются за рояль, пропевают свой текст, переходят на шёпот, передразнивают. Дмитрий Максимов играет психопата Липпанченко так, что становится по-настоящему страшно — как Дудкину в романе, когда он встретил его первый раз: «ему показалось, что некая гадкая слизь, проникая за воротничок, потекла по его позвоночнику». Смысл песни «Генералы песчаных карьеров» извращается в исполнении глумящегося в караоке Липпанченко.

Мятежная Софья Петровна (Евгения Верещагина), до крови кусая в губы Аблеухова, выражает любовь-ненависть-смятение в танце под песню The Cranberries Zombie, Аблеухов-младший — страх и отчаяние от необходимости отцеубийства под Bad Майкла Джексона.
А в это время где-то рядом тревожно тикает бомба….

Главный герой в спектакле «ПетерБУРГ» — не смердящий разлагающийся город (возникает ощущение, что он уже погиб и его не спасти), как в романе Андрея Белого, а время — и растленный этим временем человек. И жутко становится от актуальности — как от пророческого романа, так и от спектакля, поставленного полтора года назад, а будто вчера, с вставкой выступления Дудя о том, что «если ты молчишь — не значит, что ты в домике».

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии: Игорь Подгорный, Данила Нерознак

Добавить комментарий