IV Санкт-Петербургский фестиваль современного танца «Пятилетка»

30 марта в Санкт-Петербурге стартовал IV фестиваль современного танца «Пятилетка». Изначально он проводился Домом танца «Каннон данс» раз в пять лет и был посвящен петербургскому contemporary dance, история которого зародилась в 1990 году. Тогда появилась первая в городе (и в стране) труппа современного танца - Театр танца Саши Кукина.

Но в последнее время танец превратился в важную составляющую культурной жизни Петербурга, ежемесячно проходят вечера современной хореографии, организовываются творческие лаборатории, рождаются новые коллективы. Поэтому Дом танца «Каннон данс» под руководством Натальи и Вадима Каспаровых принял решение превратить «Пятилетку» в ежегодное событие. Название фестиваля связано с памятью места – ДК Первой Пятилетки, где в 1997 году «Каннон данс» основал свой творческий дом.

Второго апреля в рамках фестиваля "Пятилетка" на сцене Театра Академии танца Бориса Эйфмана состоялся вечер современной хореографии. Открыла первое отделение танцевальная компания "Сейчас начнется..." с проектом ZI-MA (в переводе с румынского - «скажи»). На сцене — пять девушек в просторных белоснежных костюмах. В танце они взаимодействуют с невесомыми струящимися покрывалами-сугробами из бумаги, а подкидывая их в воздух, превращают в облака. Хореограф Ирина Сергеева построила музыкальную и танцевальную партитуру на основе личного опыта каждой исполнительницы. Виталий Сумароков написал композицию, на которую наложены голоса-молитвы Анастасии Волковой, Александры Сафроновой, Алины Гореловой, Дарьи Колодяжной, Елены Васильевой силам природы. Эти молитвы формируют эмоциональную ткань постановки, влияя на ритмический рисунок танца, рождая ассоциации с древними ритуалами, духами, язычеством и поклонением природе. «В ZI-MA есть тайна, которую мы каждый раз разгадываем» - говорят исполнительницы.

Постановка Маргариты Царевой и Ивана Сачкова «Даже тень — это свет» вдохновлена картиной израильского художника Реувена Рубина «Обрученные», на которой художник изобразил себя вместе с супругой Эстер Дэвис. Деликатный, лиричный танец состоит из плавных движений, объятий, поддержек и транслирует близость и единение двух любящих людей: «Мы стремились максимально передать настроение, это в большей степени взаимодействие между нами, чем танец».

"Очевидная жертва" — композиция Ксаны Ковалевой и Александра Челидзе, независимого танцовщика со своей уникальной пластикой и физикой тела, в прошлом участника театра танца Саши Кукина. Они представили болезненную историю любви-игры, токсичных отношений, где оба мучают друга и не могут отпустить.
«…Не все так печально, встретились, не поговорили, смотрели поверх голов и между ними, но так ничего и не разглядели и быстро начали ощущать ту бездну, над которой должна быть натянута страховочная сетка – мираж, то, что мы хотим видеть, не это ли истинная слепота, герои становятся жертвами самих себя, своего потаенного, они искренни в этом своем неведении, словно каждый из них ждет толчка со спины…».

Пожалуй, самой необычной работой вечера была стендап-стенд-арт-практики танц-художницы и перформера Анастасии Ребкало. В своём 20-минутном выступлении она активно общалась с залом, откровенно и с долей иронии и самокритики делилась историями из личного опыта — о ненавистном шпагате и знакомстве с парнями, которые не знают, что такое сontemporary, об одобрении и непонимании того, чем она занимается, мамой. Её выступление навевало ассоциации с постановкой «Три товарища?» об изнанке балетного мира в Приюте Комедианта.

По словам танцовщиц Анны Баркаловой и Алены Егоркиной, постановка «Бойцовая рыбка» хореографа Елены Чуриловой «создавалась в борьбе, но это положительный момент, так как сама история о борьбе». Метафорой внутренней борьбы в человеке, который подавляет эмоции, чтобы казаться нормальным, таким, как все, послужили сиамские петушки (бойцовые рыбки) — очень яркие и красивые, с обострённым чувством личных границ. Танцовщицы в переливающихся костюмах- «хвостах» алого и ультрамаринового оттенков, взаимодействуя, рваными острыми движениями стремятся вытолкнуть друг друга во тьму, на пару мгновений выиграв схватку — чтобы снова продолжить нескончаемую битву-танец.

Смятение и чувство страха в ситуации неопределенности исследуют танцовщики в постановке «Туман». Работа — плод сотворчества Консерватории #IST26 и хореографа Ивана Сачкова. В безликих графитовых костюмах, поначалу спиной к зрителю, исполнители двигаются на сцене будто на ощупь, как «ёжики в тумане», не видя ориентиров, передавая в танце смятение и тревогу, этапы взросления, стремление понравиться всем, ощущение себя невидимкой, а порой - белой вороной, которую изгоняют из стаи.

Рассуждения о взрослении и опыте продолжила композиция "24"35" (хореография и исполнение - Иван Сачков и Андрей Петрушенков), Танцовщики — двадцатичетырехлетний и тридцатипятилетний - терпеливо пытаются нащупать нечто общее, сближающее поколения, и в танце ведут диалог между прошлым и будущим.

Впервые в истории «Пятилетки» программа формировалась по результатам open call - это позволит продвигать петербургский современный танец в общероссийском пространстве: понравившиеся работы будут отбираться экспертами на собственные фестивали в регионы. «Помочь петербургским танцовщикам, хореографам, перформерам заявить о себе с профессиональной сцены – главная миссия фестиваля», – говорит директор «Пятилетки» Вадим Каспаров.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии предоставлены пиар-отделом Санкт-Петербургского Дома танца "Каннон данс"

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения