Вы здесь
Главная > Театр > Говорит и показывает

Говорит и показывает

20 апреля на сцене Театра на Васильевском оказались зрители. И это не единственная причина, по которой никто не смог остаться безучастным. В постановке Александра Ряписова задействована только одна актриса – Наталья Кузнецова. Но ее голос резонирует с внутренним звучанием всех, кто готов услышать воспоминания дочери Сталина – Светланы Аллилуевой. Спектакль «Говорит Москва» показан творческой мастерской «Granart» из Нижнего Новгорода в рамках фестиваля LOFT-2022.

Спектакль начинается под звуки акустической гитары, на которой играет девушка в красном платье, сидящая на стуле у края сцены — Валентина Лимонова. При этом сами зрители размещены по кругу на сцене и на первых рядах зрительного зала, словно собрались послушать выступление бардов или поэтов. При такой рассадке практически невозможно отвлечься от происходящего. К микрофону выходит актриса в элегантном деловом костюме и шокирует собравшихся исполнением песни с обсценной лексикой и тюремным жаргоном оперным вокалом.

Разрыв шаблона настолько значителен, что все дальнейшее воспринимается особенно глубоко на уровне подсознания. Наталья Кузнецова озвучивает воспоминания Светланы Аллилуевой разным тембром и интонацией, подходя к зрителям очень близко, доминируя, соблазняя, увлекая не только в сюжет истории, но и в эмоции, таким образом, предоставляя возможность для эмпатического сопереживания. Зрители вместе с героиней проходят через радость от первых детских воспоминаний о дне рождения, когда Володя пел куплеты, Наташа читала стихи, а папочке надо было работать.

Постепенно вырисовывается образ отца, в котором далеко не сразу зрители узнают вождя нации. Вслед за ностальгическими воспоминаниями о его «табачных поцелуях» идут истории о романтических свиданиях. Тем страшнее кажется прозрение ближе к финалу. Трагизм открывшейся правды, включая самоубийство матери и отношения с киносценаристом и журналистом «Люсей», которому так хотелось положить голову на плечо, отражается и на самой девушке — она поет и танцует все более пронзительно.

Песни – отдельный значимый элемент спектакля. Например, «Сулико» считается любимой песней Сталина. Песни на украинском и идише, а также старинный русский романс «В лунном сиянии» — это и погружение в атмосферу, и пауза для того, чтобы обдумать сказанное, и символ.

Современники Сталина говорили, что для него мелочей не было. Например, он носил в кармане письмо запорожцев турецкому султану несколько лет, считая его шедевром дипломатического языка. Это письмо и сама картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — один из важных символов спектакля. Так же, как и камертон в руках актрисы, которым она сонастраивается со зрителями на одну звуковую волну.

Свои мемуары «20 писем другу» Светлана писала на даче летом 1963 года. По неофициальным данным она заработала два с половиной миллиона долларов за публикацию, и дожила в эмиграции до 85 лет.

Мемуары Светланы были адаптированы для постановки в театре Юлией Поспеловой. Моноспектакль производит впечатление абсурда. В погруженном в темноту зале актриса, казалось бы, обходится «голыми подмостками и страстью», предлагая не просто наблюдать за жизнью, а войти через окно в «четвертой стене» в экспрессионистское галлюцинаторное видение мира ее героини. Колебания от сознательного к бессознательному, расщепление личности на миллион голосов, среди которых и записи, и коронная фраза самого известного диктора советского радио Левитана «Говорит Москва», приводят к тому, что зрители все сильнее оказываются соединены с актрисой посредством невидимых нитей ее невероятно сильной энергетики.

Наталья постоянно нарушает самодовольную успокоенность своей аудитории, выводя их из зоны комфорта. Она входит в личное пространство, громко говорит близко к уху, кричит, матерится и курит. Такое нарушение общепринятых правил, да еще и женщиной, да еще и в театре может показаться неприемлемым неискушенному зрителю, но вряд ли сильно шокирует тех, кто видел постмодернистскую поэму «Москва — Петушки» Ерофеева, современные документальные спектакли или перформансы. И все это, постмодернизм, документальность и перформанс, есть в выступлении Натальи, произносящей завораживающие монологи с откровенной автобиографичностью на пустой сцене, где единственным ее собеседник – микрофон, а соучастники — зрители.

Моноспектакль «Говорит Москва» — это не просто исповедь или сеанс психотерапии известной исторической личности. Это личный опыт в широком контексте политических катаклизмов, где в театральной материи воплощаются острые противоречия человеческой жизни, меняющиеся приоритеты и крах хрупкой личности.

Показ спектакля состоялся в рамках Театрального фестиваля LOFT, который проходит в Санкт-Петербурге с 18 по 24 апреля. Программа фестиваля также включает в себя спектакли: «Магадан/Кабаре» (Московский театр «ОКОЛО дома Станиславского»), «Биография» (Московский драматический театр «Человек»), «Камень» (Воронежский Камерный театр), «Горе от ума» (Театр на Васильевском), «Самое главное» (Школа-студия МХАТ (Москва)) и «Сын» (Челябинский государственный драматический камерный театр). Формируя программу показов, организаторы поставили цель — рассказать о многообразии судеб и влиянии исторических личностей на жизни людей.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии представлены Театром на Васильевском 

 

 

Добавить комментарий