Вы здесь
Главная > Театр > «Эмигранты»: «Когда закон станет свободой, а свобода — законом?»

«Эмигранты»: «Когда закон станет свободой, а свобода — законом?»

27 апреля на Камерной сцене Социально-художественного театра состоялась премьера спектакля «Эмигранты» Сержука Андреева — актёра, режиссера театральной студии «Живые люди», технического директора «Плохого театра». Постановка основана на одноименной пьесе польского драматурга, писателя и художника Славомира Мрожека. Произведение считается одним из важнейших в творчестве Мрожека, тема эмиграции близка писателю — свыше 20 лет он прожил за пределами родины — во Франции, США, Германии, Мексике.

Сюжет строится вокруг двух эмигрантов, которые вынуждены делить кров. Хотя кровом или домом назвать сырое подвальное помещение, где ютятся герои, сложно — пара матрасов и подушек, стол и чемодан — вот, собственно, и всё. Мы видим их в канун Нового года, где-то на верхних этажах люди радуются, пускают фейерверки и поздравляют друг друга. А один из героев покупает на ужин собачьи консервы.

Время действия в спектакле не проговаривается, скорее это некое условное безвременье, в котором очутились два человека, покинувшие родину, но окончательно не эмигрировали. «Вот и получилось, что из одной страны вроде как уехали, а в другую не приехали. Мы все находимся в этом переходном месте, из которого и назад не вернуться, и вперёд не рвануть» — Сержук Андреев.

Один из героев — интеллигент, политический беженец (Павел Панков), который все эти годы ощущал себя бесправной обезьяной в клетке и сейчас стремится написать книгу об истинной свободе и рабстве. Дискутировать на эти темы ему приходится с трудовым эмигрантом (Тарон Алексанян), который не знает языка страны, главная цель его — накопить денег и вернуться домой, к семье. Один способен работать только руками, другой — головой. Один целыми днями лежит на матрасе и создает дело всей жизни, другой занимается рабским трудом — роет канализацию, экономя на всём. «Если власть может отнять, значит, и дать — поэтому с ней надо по-хорошему!» — считает он. Интеллигент как под микроскопом рассматривает его, неизменного раба, который там, на родине, был заложником государства, а здесь — собственной алчности. Вернется ли он когда-нибудь домой? Пожалуй, нет, ведь его мечта накопить денег на дом сменится желанием о достойной школе для детей, а потом появится новая мечта. А интеллигент, почему он так презирает простых недалеких работяг? Не потому ли, что перед сокрушающей машиной власти они вдруг становится равны?

Не умея найти компромисс, подначивая, споря и обвиняя друг друга, персонажи являют собой метафору современного общества, в котором разные классы, нации, поколения глухи и слепы, не могут договориться и найти компромисс и постоянно находятся в состоянии войны.

В спектакле появляется третий персонаж, которого нет в пьесе — Девушка (Мариам Псутури) — она и сестра, и друг, и мать героев. Не взаимодействуя с героями, она скорее обращается к зрителям, напевая, как сирена, песни на родном языке. С помощью старинных легенд, наполняя их колоритными деталями и юмором, Девушка рассказывает притчи о Ежи и Петруччо, которые вроде бы одинаковые и их порой сложно отличить, но мать всегда отличает. Но только одного — любимца. Она рассуждает о том, как долго можно идти навстречу друг к другу, а на самом деле  к себе самому  и так и не встретиться, о том, как губительна и разрушительна зависть. Поначалу одетая как клошар, в финале Девушка появляется в алом женственном платье, воплощая несбыточную мечту эмигрантов о далекой родине — идеальной в их сознании, а ещё о чувстве тепла и защищенности.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии Ясении Громовой

Добавить комментарий