«Дни Савелия»: расставания неизбежны

Возможно ли подготовить сердце для разлуки? Можно ли думать о том, что всё закончится, когда ты так счастлив здесь и сейчас? А главное, как принять горечь потери, не озлобляясь на мир, а проявляя мудрость смирения?...

В спектакле «Дни Савелия», премьера которого состоялась 19 декабря 2021 года в Городском театре, режиссёр-постановщик Наталия Лапина размышляет об этих нужных и многосложных вопросах. Автор эскиза - Даниил Обухов.

Кто же такой этот Савелий? Вот что говорит о нём Григорий Служитель — автор романа, по которому поставлен спектакль: «Наш мир одержим приобретением, сложением и приумножением. Я хотел сделать что-то про существо, которое только теряет. Нищее, зависимое и ни в чем неуверенное. В моем случае на эту роль лучше всего подошел дворовый кот». Так что Савелий (Михаил Рябов), от лица которого ведётся повествование, — это обычный кот, названный так в честь трехпроцентного творога “Саввушка”, которым питалась его мамочка (Анна Христич), когда была беременна им и его сестричками – АБК (Анастасия Шалыгина) и Зиной (Катерина Беляева). Эти необычные для кошек имена также были связаны с едой – "АБК" название магазина, а Зиной звали продавщицу, которая подкармливала маму-кошку.

Декорации на сцене были представлены несколькими стульями-пуфами и белой стеной с большим кругом-порталом посредине. В нужный момент она превращалась то в материнскую утробу, то в эффектную светодиодную лампу, то в стиральную машинку «Ariston”… На белоснежных стенах проектор выводил сноски, некоторые комментарии, дополняющие или поясняющие речь героев. Например, транслировал загаданные в новогоднюю ночь желания персонажей, или пояснял, что слово «Митино» очень похоже на «Meeting», то есть встречу. Над сценой проплывали мелодии то группы Scorpions «Still loving you», то allegro из концерта L’amoroso Антонио Вивальди, а также демонстрировалась краткая биография автора романа Григория Служителя.

В первой же сцене зрителю как бы предлагается пройти жизненный путь вместе с Савелием. Эта дорога будет разной – доброй и красивой, жестокой и холодной, но всегда увлекательной. Говоря о каких-то своих кошачьих делах, Савелий, на самом деле, говорил о людях, и за мордочкой кота скрывалось человеческое лицо. Сначала эпизоды его жизни представляли собой благостную картинку, ты вместе с ним погружался во что-то мягкое и пушистое, вспоминал детство, свои мысли той поры, но постепенно реальная жизнь проявляла себя всё решительней и жёстче.

Савелий взрослел и однажды обрёл первых хозяев, затем сбежал из их уютного, но надоевшего дома, попал на службу в Третьяковскую галерею, где гонял мышей с другими такими же котами под строгим руководством смотрительницы (Мария Виноградова). А после несправедливых обвинений был вынужден уйти в никуда, вновь на улицу, где был жестоко избит. Чудом выжив, он потерял один глаз и половину хвоста. Чудом, кстати, оказалось то, что его нашёл доставщик еды, киргиз Аскар (Илья Рудаков), именно он обнаружил почти бездыханного Савелия в городском парке и отнёс его в ветеринарную лечебницу, где его смогли подлатать. Но и с Аскаром кот надолго не задержался. Хотя это для человека было недолго, а для кота большой отрезок жизни. И, в очередной раз сбежав, Савелий знакомится с бездомной кошкой Гретой (Анна Петросян). И тогда он понимает, что она именно та, ради которой хочется жить, и его существование приобрело вполне определённый смысл, наполнилось заботой и нежностью.

Так уж вышло, что любовь в спектакле представлена только в платоническом ключе – ведь Савелия кастрировали ещё в юном возрасте. Тем трогательнее наблюдать взаимодействие этих двух существ. Грета — само солнце, она добрая, стойкая и всегда поддерживает тех, кто нуждается. Даже когда в ним в дом-конуру без приглашения врывается собака — случайно убежавший когда-то от новогоднего фейерверка мопс Людвиг (Игорь Дудоладов), — Грета находит нужные слова и для него, и для недовольного Савелия, и в их доме опять воцаряется мир, а в лице мопса они находят верного друга и от души радуются, когда прежний хозяин находит его и забирает обратно домой.

Нарратив спектакля вполне линеен и соответствует роману Служителя. Жизнь Савелия разворачивается на наших глазах, но почти с самого начала закрадывается грустная мысль, что кошачий век короток. Так и выходит. Трагедия обрывает счастливые отношения Савелия и Греты, и он принимает решение, что не желает жить дальше и ждать старость без любви, без своей любимой кошечки. «Ты крепче железа» говорил когда-то ему Аскар. Но и крепкий духом кот устал сносить удары судьбы и выбегает на проезжую часть…

Получился очень человечный спектакль не только про котов. Ведь ясно, что говорят актёры о людях, о любви, о самом важном в жизни любого живого существа. О том, что расставание неизбежно и к нему необходимо готовиться задолго до его прихода. О том, что опыт бывает разным, а выбор трудным. Удивительной красоты клубок сюжета сплёлся так, что рядом оказались привязанность и дружба, горечь утраты и лишения — и всё это очень простым и чистым языком.

Текст: Дарина Львова 

Фотографии представлены Городским театром 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения