Вы здесь
Главная > Танец > Чувствуешь себя счастливым?

Чувствуешь себя счастливым?

1 апреля на сцене Детского театра танца Бориса Эйфмана состоялся показ второго спектакля IV Санкт-Петербургского фестиваля современного танца «Пятилетка» — “Infanta”. Постановка хореографа Дарьи Вергизовой по мотивам сказки Оскара Уайльда «День рождения Инфанты» удивляет зрелищным видеорядом, виртуозной пластикой танцоров и футуристическими вариациями на тему сюжетной линии. Состоящее из четырех частей представление — это история космического масштаба с философским подтекстом о рождении звезды, жизни и смерти планеты, смысле существования человека, любви и ненависти, истинном счастье и синтетическом псевдоудовольствии.

Постановка, как и сказка Оскара Уайльда, начинается с рождения Инфанты, роль которой исполнила японская танцовщица, выпускница Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Аями Оки. На большой сцене хрупкая девушка танцует соло на фоне огромного экрана, на котором идет видеоряд: падающие звезды, пиксели, виртуальная сеть и даже полоса водопада, под которым Инфанта условно очищается, оказавшись в этом фантастическом мире будущего, то ли «развиртуализировавшись» в него из сети, то ли явившись с другой планеты.

Видеоряд, в целом, занимает очень важное место в спектакле. На экране появляются движущиеся геометрические фигуры в стиле «Квадрата» Малевича или композиций Кандинского. Вслед за абстрактными изображениями идут кадры жутких перекошенных лиц артистов, а затем шокирующие видеозаписи глобальных катастроф, среди которых: наводнения, войны, взрывы, ураганы, эпидемии, извержение вулкана и т.д. Кульминацией этого нарастающего по силе воздействия фильма становится вид космоса и летящего к планете астероида.

Фильм на экране – это не просто фон. Артисты активно взаимодействуют с видеорядом. Он служит и элементом метаморфозы, и освещения, в частности, когда группа танцоров замирает на фоне светящегося огромного прямоугольника, словно тени.

Теневая часть человеческой натуры проявляется с самого начала постановки. Инфанта оказывается на бесконечной клубной вечеринке. Три пары в черно-синих костюмах (Дарья Рябухина, Михаил Присекин, Дарья Груздева, Анастасия Трифонова, Богдан Кочуров и Тимофей Федотов) танцуют синхронно, импровизируют и, флиртуя, переписываются в чатах, которые также появляются на экране.

Инфанта практически взлетает над сценой, когда танцоры качают ее на руках, что символизирует то, насколько прекрасно она вписывается в этот искусственный мир. На первый взгляд, он кажется забавным и заманчивым, но здесь комическое соседствует с жутким, вызывая не столько улыбку, сколько чувство стыда. Комплименты слишком пошлые и грубые. За ними следует не любовь, а циничное равнодушие. И даже у той пары, которая сначала кажется романтичной, все в итоге выворачивается наизнанку, когда девушка начинает петь мужским голосом: “Love me, tender”.

Люди на этой бесконечной вечеринке только внешне похожи на людей. По сути это холодные люди-машины, бессердечные роботы, идеальные гости для Инфанты, которая сказала в конце сказки: «Впредь да не будет сердца у тех, кто приходит со мной играть!».

Под музыку, напоминающую скрежет механизмов и видеоряд с искаженными лицами-масками, они пытаются убедить себя репликами, вроде: «Мне по кайфу!», что все у них хорошо, даже не пытаясь задуматься о том, на кого они похожи и куда они идут.

Тем страшнее и логичнее кажется последующее развитие сюжета, когда видеоряд становится устрашающим, а происходящие с планетой бедствия приводят к трансформации мышления людей. У них появляются вопросы о смысле бытия, о том, кто они, куда они идут и зачем это все. Инфанта подходит к микрофону и произносит основные вопросы спектакля: «Чувствуешь себя счастливым?» и «Как ты заполняешь свое одиночество?».

Возможно ли счастье в мире механизмов, где нет места истинным чувствам? Инфанте дарят криокамеру с замерзшим в ней юношей (Валерий Терновой). Он не похож на карлика из сказки Уайльда. Наоборот, это высокий, стройный, красивый юноша с длинными волосами. Пробудившись ото сна, он пытается найти себе место в новом мире, но безуспешно. Он оказывается аутсайдером не из-за внешности, а из-за того, что мыслит иначе. Перепутав свое отражение с проекцией других, хрупкий человек разбивается на осколки, по которым Инфанта в финале идет, высокомерно глядя вперед.

“Infanta” – это танцевальный трагифарс с духовно-философским поиском. Духовное начало спектакля раскрывается в вокализе в последней части спектакля, оглушающе пронзительном в момент танцевального дуэта юноши из прошлого с Инфантой под виды горящего Собора Парижской Богоматери и удивительно гармоничном, когда юноша в порыве ностальгии всем телом прижимается к островку зеленой травы.

Создатель спектакля – Ballet.Theatre, созданный в Санкт-Петербурге в 2018 году. За три года театр выпустил пять премьер и несколько перформансов. Сегодня это платформа для самовыражения независимых авторов, которые создают спектакли с уникальной музыкой, хореографией, сценографией и видеоартом, и принимают участие в хореографических фестивалях.

Спектакль “Infanta” был показан в рамках программы Фестиваля современного танца «Пятилетка», который проходит уже в четвертый раз. Фестиваль начался 30 марта с показа постановки «Спектакль номер один» от Дома танца «Каннон Данс» и продлится до 3 апреля. 2 апреля зрители смогут посмотреть спектакли: “ZI-MA” Танцевальной компании «Сейчас начнется…», «Даже тень – это свет» Маргариты Царевой и Ивана Сачкова, «Очевидная жертва» Ксана Ковалева и Александра Челидзе, «Стендап-стенд-арт-практики» Анастасии Ребкало, «Туман» Консерватории #IST26, «Бойцовая рыбка» Елены Чуриловой, «24’’35’’» Ивана Сачкова и Андрея Петрушенкова. В последний день 3 апреля будут показаны постановки «По пути» Алевтины Грунтовской, 9 a.m. Dance Company и студентов фонда «Антон тут рядом», “Loop” Танцевальной компании «Полуночники», «Иллюзия» Алевтины Грунтовской и «Эхо» Inner Company.

Показы спектаклей проходят на сцене недавно открытого после реставрации Детского театра танца Бориса Эйфмана в особняке с богатейшей историей, где танцевал Вацлав Нижинский и пел Федор Шаляпин. Организатор фестиваля – Дом танца «Каннон Данс».

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Маргариты Жаворуевой

 


 

Добавить комментарий