Вы здесь
Главная > Театр > «Жизнь как чудо»

«Жизнь как чудо»

Все мы знаем пьесу «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца — а если не читали, то наверняка смотрели фильм Марка Захарова с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым, Олегом Янковским. Пожалуй, самое невероятное место действия происходящего в пьесе, которое можно представить, это больничная палата. Именно в это будничное, совершенно не сказочное пространство перенес историю режиссер Петр Шерешевский. В этой палате — всё по-настоящему, без условностей, как обычно в спектаклях Камерного театра Малыщицкого — капельница, раковина, кипятильник, которым заботливо нагревает чай Хозяин, он же Волшебник, для своей умирающей жены.

«Обыкновенное чудо» называют гимном влюбленных, но немногие знают, что Евгений Шварц посвятил произведение своей жене Екатерине Ивановне Зильбер, с которой он прожил почти 30 счастливых лет. Причём замыслил он пьесу после первого инфаркта, когда задумался о том, что не успел рассказать о своих чувствах любимой женщине. Именно размышления о конечности жизни и о возлюбленных, которые остаются горевать в одиночестве — основа спектакля в Камерном театре Малыщицкого. «Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. А пока — ты со мной, и я с тобой. С ума можно сойти от счастья».

Главные герои постановки — Волшебник (Евгений Сиротин) и его жена, а вовсе не Медведь и Принцесса. Всё действо умирающая возлюбленная (Катя Ионас) проведет на больничной койке, а волшебник, силясь развеселить ее и скрасить последние месяцы (дни?) жены, дурачится и творит волшебство — для нее одной. Так из огромного витражного окна посреди сцены материализуются очаровательная Принцесса (воздушная Светлана Грунина) и горюющий по своему естественному облику молчаливый Медведь (Алексей Фомин), сумасбродный Король, больше смахивающий на незадачливого рыбака в резиновых сапогах и камуфляже (Андрей Балашов), нагловатый министр-администратор (Максим Шишов) — браток из 90-х в спортивном костюме, положивший глаз то ли на Принцессу то ли на Хозяйку, придворная дама Эмилия (Светлана Балыхина), тоненькая, хрупкая, подвижная как ртуть, похожая на учительницу музыкальной школы, которая репетирует урок с классом.

Спектакль пронизан музыкой (композитор – Ник Тихонов), все герои напевают и пританцовывают, а основной темой звучит Losing My Religion группы R.E.M., под которую юные возлюбленные признаются в чувствах. А ещё «Обыкновенное чудо» словно раскрашено — помните эффект, когда в чёрно-белые фото добавляют яркие цвета-акценты? Так и реальную жизнь Волшебник наполняет самым жизнерадостным и тёплым цветом — жёлтым. Желтый вязаный свитер, ботинки и шапка — у Принцессы, майка-платье — у Короля, подтяжки — у Первого министра (Виктор Гахов), лимонные колготки — у эксцентричной придворной дамы Эмилии.

На экране в глубине сцены возникают титры — о юности Хозяина и Хозяйки, об их учёбе в Мухе, летней практике в колхозе и жизни в крохотной, но такой уютной комнатке на Фонтанке. И это прошлое внезапно рифмуется с историей Медведя и Принцессы…а может, и нет никаких Медведя и Принцессы, а это Волшебник вспоминает и пересказывает умирающей жене их историю любви?
В спектакле говорится о том, что встретить свою судьбу можно где угодно — например, в подземке, где чудаковатая девушка-хиппи исполняет песни — и когда угодно, даже спустя десятилетия — история трепетной любви Эмилии и Эмиля (Олег Попков) подтверждает это. Главное — быть смелым и жить с открытым сердцем.


В финале все герои — и сказочные, и обычные соседи из больничных палат — соберутся вместе за одним столом, чтобы поиграть в лото, посплетничать и помечтать. Возможно, они пришли проститься с Хозяйкой, а может, время повернется вспять и она вдруг начнёт молодеть день ото дня? Ведь любовь способна творить чудеса, мы-то это знаем!

“Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них”.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии представлены пресс-службой КТМ

Добавить комментарий