Вы здесь
Главная > Театр > TOPGIRLS: о женском выборе и о его цене

TOPGIRLS: о женском выборе и о его цене

Как современной женщине найти свое место в обществе? Возможно ли балансировать между счастливой женой и матерью и амбициозной карьеристкой? Есть ли силы у каждой из нас бороться с навязываемыми стереотипами общества, нетерпимостью и порицанием? Почему в нас порой преобладают мужские качества? И есть ли баланс мужского и женского в мире?

Эти и многие другие вопросы, волнующие женщину не одно десятилетие, поднимаются в спектакле TOPGIRLS Социально-художественного театра. Галина Жданова поставила его по одноименной пьесе британской писательницы Кэрил Черчилл (премьера состоялась в июне 2019). Спектакль — участник российской национальной премии и фестиваля «Золотая маска» («Маска Плюс») 2020. Это дискуссия на тему феминизма, но сама режиссёрка против того, чтобы называть постановку с условным миром без мужчин феминистским, скорее это тоска по гармонии.
По сюжету главная героиня Марлин (Василиса Денисова), девушка из небольшого британского городка, уехала в столицу и сделала карьеру в крупном кадровом агентстве. Начинается спектакль с важного события — ее повысили. Мечты исполнились, все принесенные жертвы стоили того. Наверное. Сейчас она в своём шикарном костюме съест отменный стейк, выпьет бокал вина и отметит событие в дорогом ресторане с друзьями. Которых нет. Вместо них на праздник придет весьма странная компания в одинаковых белых одеяниях — с разными головными уборами-характеристиками персонажей. Безумная Грета в чепце-шлеме — персонаж картины Брейгеля, Папесса Иоанна (Ангелина Селезнева) в тиаре, викторианская путешественница и натуралистка, первая женщина, принятая в Королевское географическое общество — Изабелла Бёрд в чалме, японская куртизанка с сакурой в волосах — госпожа Ниджо (Анна Дразнина) и Терпеливая Гризельда (Ксения Плюснина), бритая наголо, героиня рассказа Чосера. Они соберутся, чтобы рассказать свои истории, поделиться, на какие жертвы пришлось пойти им, что в прошлые века считалось допустимым для женщины, а что — нет. Каждая из этих историй (вымышленных и реальных) и характеров многоголосием отзывается в Марлин — всепрощение и покорность Гризельды, острый ум и отвага Иоанны, жертвенность Ниджо, непоседливость и страсть к авантюрам Изабеллы, гнев и решимость Греты.

Роли Безумной Греты и Изабеллы Бёрд исполняют мужчины — Егор Щедров и Станислав Дёмин-Левийман, они же во втором действии играют коллег Марлин — Уин и Нэлл. Конечно, отчасти мужское исполнение придает юмора некоторым сценам, но задача — не продемонстрировать карикатурность или борьбу полов, а, наоборот, создать более объёмное инклюзивное пространство, свободное для высказывания.


Повествование в спектакле нелинейное, от действия к действию мы постепенно узнаем отдельные факты о главной героине — из разговора ее коллег Уин и Нэлл, из диалога Марлин с женой уязвленного бывшего начальника, пониженного в должности из-за Марлин. О Марлин говорит и ее юная племянница Энджи (Анна Дразнина) со своей подругой Кит (Ксения Плюснина). Тётя для неё — недостижимый идеал, Энджи тоже задыхается в спертой атмосфере городка, рядом с грубой ревнивой Кит и вечно недовольной матерью с потухшими глазами. Не покидает ощущение, что Кит — плод расщепления личности Энджи, сосредоточие её боли, подавляемых желаний и гнева. Одна из самых сильных сцен в спектакле — воображаемое убийство матери кирпичом.

Лишь в последней сцене-флэшбеке Марлин словно на сеансе психотерапии проговорит cестре (а важнее — самой себе) свои травмы, упреки и обиды. «Человек сам в ответе за то, что делает, не надо сваливать ответственность на других» — уверена Марлин, которая винит себя за то, что пятнадцать лет назад оставила ребенка на воспитание сестры ради карьеры.
Все героини TOPGIRLS лишены чего-то — здоровых отношений, карьеры, друзей, свободы, все они, опустошенные, постепенно теряют связь с миром и падают на самое дно отчаяния. Для такого важного и честного диалога со зрителем создатели обратились к петербургскому гештальт-терапевту и музыканту Ольге Плистик. Поэтому в спектакле — синтез театральных и психологических методик. Ольга проводила для актеров вокально-телесные тренинги, на которых прорабатывались блоки и выявлялись истинные чувства. TOPGIRLS —спектакль-терапия, возможность откровенного разговора зрителя с самим собой.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии из открытого доступа 

Добавить комментарий