Вы здесь
Главная > Театр > Так рушатся мечты

Так рушатся мечты

18 марта на Малой сцене ЛДМ встретились взгляды, истории жизни, болезненные воспоминания и мировоззрение двух противоположных по сути своей девушек в спектакле «TEATR 101» — «Что случилось в зоопарке?». Режиссер Денис Кириллов в постановке по одноименной пьесе американского писателя Эдварда Олби рассказал о человечности и насилии, депрессии и психопатии, непростом взаимодействии человека и общества в стилистике минималистичного, документального театра. Абсурд происходящего в мире и в душе человека, легкость перехода от высокоразвитого “homo sapiens” к руководимому инстинктами и страхами животному, попытки справиться с одиночеством в эпоху всеобщего недоверия – те вопросы, которые ставят перед зрителями в спектакле-метафоре две актрисы: Арина Стрежко и Кира Перминова.

Начало спектакля может шокировать. На фоне черно-белого видеоряда со взрывами, жертвами военной агрессии и террористическими актами стоит девушка в черном брючном костюме, закрыв глаза и зажав уши руками. Ужас происходящего на кадрах настолько велик, что зрителям хочется отвернуться от экрана. Но стоит только отвести глаза, и они сталкиваются с взглядами сидящих напротив таких же травмированных происходящим наблюдателей. Места в зале расположены так, чтобы зрители смотрели друг на друга. Таким образом возникает контакт между теми, кто пришел на спектакль и, в том числе, актрисами, диалог которых происходит в пространстве пересечения этих взглядов.

Две противоположности, словно Эго и Тень одной личности, сталкиваются у скамейки в парке. Первая — замужняя женщина с дочками и попугайчиками, страдающая от депрессии и суицидальных наклонностей. Вторая — одинокая девушка, ежедневно сбегающая от одиночества и пытающейся ее растерзать собаки, психопатка с ножом в кармане.

Весь спектакль – это диалог девушек о человечности и о том, что человеку обязательно нужно с кем-то общаться. Они начинают с исповеди и философских историй, рассказывая которые иронизируют и плачут, в итоге переходя к открытой конфронтации под музыку страстного танго о страданиях ревнивца по надевшей красное платье Roxanne.

«Что случилось в зоопарке?» — дебют Олби. Эта экспериментальная одноактная пьеса была опубликована в 1959 году, когда американское общество боялось вздохнуть после репрессий последователей маккартизма. Одиночество и изоляция стали более безопасными, чем естественное для любого человека желание идти к людям и открыто выражать свою точку зрения. Яркий пример в пьесе – история о девушке, плач которой одна из героинь слышит каждый день за дверью, не испытывая ни сочувствия, ни желания помочь.

В оригинале пьесы у скамейки в Central park в Нью-Йорке встречаются не девушки, а мужчины: благополучный американец Питер и одинокий интеллектуал Джерри. И что интересно, замена персонажей с мужчин на женщин делает постановку более пронзительной, особенно ближе к финалу. Это происходит, прежде всего, потому что агрессия среди мужчин кажется более обыденной, чем среди женщин, идентичность которых предполагает нежность, ласку и склонность к поиску мирного урегулирования конфликтов.

Пьеса сегодня считается уже классикой абсурдистской драмы. Ее часто ставят в театрах. Но все же она уступает по известности пьесе того же автора — «Кто боится Вирджинии Вульф?», которую прославила экранизация с Элизабет Тэйлор в главной роли.

Режиссер постановки Денис Кириллов в интерпретации пьесы не только поменял героев на героинь, но и дополнил театральное действие видеорядом, ритмом и, соответственно, новыми смыслами. Так, музыка, под которую девушки озвучивают монологи, ритмическим рисунком отражает их характер, а видеоряд, особенно в финале, наводит на размышления о том, насколько все-таки на самом деле похожи даже самые разные люди.  Только для того, чтобы осознать это сходство и единство, часто нужна большая встряска, активизирующая механизм пробуждения.

«Что случилось в зоопарке?» — серьезная, философская притча, в которой, несмотря на всю ее краткость, можно увидеть множество смыслов, от духовно-религиозных до социально-психологических. Каждая фраза  отточена, каждый жест и взгляд актрис  выверены, и в этом слаженном динамическом процессе между зрителями и действующими лицами формируется единое поле, отражающее основную идею пьесы: мечты рушатся тогда, когда мы разобщены, а исполняются у тех, кто готов видеть, слышать и пытаться понять другого.

Текст: Инна Зайцева

Фото: Дага Иванникова

 

 

Добавить комментарий