Средний мир Анны Осиповой

30 марта в музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка якутской художницы Анны Осиповой "Средний мир". Картины художницы сразу привлекают внимание яркими цветами и сюжетами в стиле магического реализма. Анна использует образы тюркской мифологии: мать тюркского народа – волчицу, стража врат – орла, главное мифологическое существо нижнего мира – мамонта и многих других. Кроме того, на картинах можно обнаружить образы из греческой мифологии, буддийской и восточной культур, а также петроглифы. Среди 20 крупноформатных работ особенно выделяются посвященный богине женского начала триптих «Умай» и символизирующая слои исторического времени картина «Глубины». О том, как создавались эти картины мы поговорили с Анной Осиповой.

ОКОЛО: Спасибо за ваши замечательные, волшебные картины. Чувствуется, что вас вдохновили мифы разных стран. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем триптихе «Умай».

А.О.: На его создание меня вдохновила история всей нашей земли. Здесь объединены  мифы разных народов. Умай – это самая главная богиня, глобальная история о которой потом начала перекочевывать из мифа в миф. В том числе, об Иштар. Здесь же целое объединение. Есть история о Капитолийской волчице, которая спасла мальчиков-близнецов. А есть миф про белую волчицу, которая стала родоначальницей тюркского народа. А все, что вокруг – это путь скифов с Востока на Запад.  Когда они шли с Востока, где сейчас Тува, Хакасия, потом через Алтай. Также здесь представлены индейцы - те, которые стали переселенцами из Сибири в Америку по сухопутному перешейку.  

ОКОЛО: На многих картинах изображен орел. Что он для вас символизирует?

А.О.: Орел – это сильная, мощная птица, символ свободы, победы. В разных работах, разное обращение к животным и птицам. Например, этот мамонт существовал, когда была первая шумерская цивилизация, еще до нашей эры.

ОКОЛО: Меня очень впечатлила ваша картина «Глубины», которая символизирует слои исторического времени. Не могли бы вы рассказать о ней подробнее?

А.О.: Эта вся наша история происхождения из воды, взгляд из глубины, через Китай, через солнечные лучи, сквозь толщу времени. Эта картина должна светиться в темноте. Есть несколько легенд прибрежных народов, согласно которым они ведут свой род от кита. Есть петроглифы на территории Чукотки, где ясно прослеживаются нити, связывающие людей с китами. Очень большое количество петроглифов сохранилось в Хакасии.

ОКОЛО: На выставке представлены преимущественно крупноформатные картины. Чем обусловлен выбор такой формы?

А.О.: Размер имеет значение, в нем космос. Хочется объять необъятное. Но есть и небольшие работы.

ОКОЛО: Вы родились в Якутии, учились на Дальнем Востоке, а затем переехали в Сибирь. Теперь вы в Петербурге. Влияет ли место на написание картин или они отражают, прежде всего, внутреннее состояние?

А.О.: Если ты едешь на пленэр рисовать с натуры, то ты всю местность изучаешь. Прошлым летом я съездила в Новгород, сидела, рисовала. На Алтае, конечно, другие пейзажи наблюдала. Влияет ли место или нет - зависит от того, какую задачу ставишь. А так в мастерской особо нет разницы, неважно - это мастерская в Питере или в Красноярске. Каждый город – это, во-первых, твой самый близкий круг. Во-вторых, Петербург предоставляет больше возможностей соприкоснуться к мировым шедеврам. Быть может, я когда-нибудь обойду все музеи.

ОКОЛО: Спасибо за интервью. Желаем вам успехов в вашем творчестве.

Куратор выставки Владимир Назанский рассказал о том, как были выбраны работы для выставки.

В.Н.: Экспозиция формировалась естественным образом. Бывает, когда все идет правильно, картины словно знают на какую стену им помещаться. Она буквально сложилась в течение двух часов. И мы ахнули, как все зазвучало. Ведь это новая грань, новый тренд, связанный с искусством сибирских народов. Они сейчас заметны. Это и буряты. Например, Зорикто Доржиев – участник параллельной программы Венецианской биеннале. С ними работает Московская галерея. Вот Якутия - Анна Осипова. Это не значит, что все возникло внезапно и на пустом месте. Она родилась в семье академика живописи, получила хорошее образование. Она училась в Якутском училище, потом в Институте искусств во Владивостоке. А это другие ландшафты, другой свет, сопки, тайга, океан, клин степи. Там другая растительность. В качестве визуальной зарядки – это очень хорошая перемена впечатлений. Потом она училась в творческих мастерских у академика Левитина в Красноярске. В своем творчестве она сумела замешать современную культуру с традиционной и создать свой авторский миф, какую-то современную художественную идентичность. Это не иллюстрирование фольклора. Скорее, это навеяно впечатлениями от древне-якутского эпоса, воспоминаниями о тенгрианстве, есть орнамент, но все достаточно органично.

 

Беседовала Инна Зайцева
Фото: Александр Шек

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Елена

    Анна, спасибо вам за живопись!!! В этих картинах я вижу отражение своего внутреннего мира, соединение казалось бы не совместимого: волки, драконы, размах крыльев, красота души через тело, свет и тьма, воздух, полет, свобода, неземная красота, эмоции, единение с Землей и Вселенной, переплетение веков. При просмотре хочется закружиться в танце, изогнуться, зарычать, взмыть вверх, ощутив свободу, насладиться полетом и танцем. Спасибо большое! Творческих вам успехов!!!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения