«Лодочник»: Любовь и йога побеждают смерть

Завести непринужденную беседу с электрическим столбом, пойти на собеседование по рекомендации от говорящих деревьев, подписать долгосрочный контракт со смертью — всё это можно увидеть в постановке «Лодочник» режиссёра Андрея Горбатого мл. в Городском театре. Философская притча с уклоном в мифотворчество, щедро приправленная абсурдом и чёрным юмором. Здесь есть всё, что нужно для полноценного мифа — герой и его возлюбленная, боги и враги, жертва и подвиг.

При просмотре спектакля невольно вспоминаешь трагическую судьбу автора одноименной пьесы драматурга Анны Яблонской, погибшей в 2011 году во время теракта в московском аэропорту «Домодедово», и как-то по-особенному воспринимаешь постановку и отсылки к легенде об «Орфее и Эвридике» или к «Божественной комедии» Данте. И более вдумчиво размышляешь над историей о любви и скитании душ.

Сценическое пространство (художник Арина Слободяник) похоже одновременно и на больницу, и на морг, и на крематорий, — то есть ничего доброго и светлого в оформлении не проглядывается. Обшарпанный кафель, грязные фотообои, тусклый, часто мерцающий болотный свет (художник по свету Алексей Дубов) и четыре скамьи, напоминающие прозекторские столы. И над всем этим безрадостным местом плывут странные звуки (автор музыкального оформления Илья Колецкий) вперемешку с голосом Бориса Гребенщикова, поющего свою балладу «Мается, мается – жизнь не получается».

И посреди этого безумия, не выказывая признаков беспокойства, влачит своё безрадостное существование Сторож Саша (Богдан Гудыменко). Он жалок и даже неприятен. С грязным матрасом подмышкой и бутылкой в руке он «сторожит себя», потому что с предыдущих мест работы, где он числился сторожем, его уже выгнали. Хотя ему нравится думать, что это он сам уволился по собственному желанию. Он ещё не стар, но производит впечатление человека, давно опустившегося на дно социальной жизни. Причина его неудавшейся судьбы банальна и скрывается в далеком прошлом. Когда он поступал в литературный и даже сдал первый экзамен — сочинение по «Мёртвым душам», что иронично, — он познакомился с Олей (Тина Тарусина), они недолго встречались, но расстались из-за вранья Саши. В его силах было исправить ситуацию, но он предпочел исчезнуть из её жизни и уже не пришёл на следующий экзамен. И никогда больше Олю не видел, хотя помнил о ней все эти годы.

Но вот с помощью Деревьев (Илья Рудаков) его нанимает на хорошо оплачиваемую, но специфическую работу Женщина с косой (Анна Христич), и теперь он сторожит души умерших, пока переправляет их в лодке через печальную реку Стикс в подземный мир. В такой работе есть свои плюсы — денежные бонусы, квартира в центре города, непыльный график работы, а ещё возможность поговорить с разными людьми и узнать их историю. И истории эти могут быть равнозначно любопытны, как и у простой Женщины с ведром (Ангелина Столярова), так и у известного и легко узнаваемого Иосифа Лауреата (Михаил Рябов). Сторож всем доволен пока в его лодке не появляется Оля… А следом — уже в «обычной», земной жизни — их пятнадцатилетняя дочь (Анастасия Шалыгина). Персонаж Оли несколько однобок, вся её сущность подчинена ожиданию нормального мужчины, крепкого плеча рядом, словом, Настоящего Мужика. Ожидаемо, что под её требования не подходит ни один реально существующий мужчина, отчего Оля страдает даже после смерти.

Создаётся впечатление, что все герои появляются в судьбе Саши для того, чтобы помочь ему измениться. С ним происходит поразительная эволюция, – если в начале спектакля он что-то невнятно бормотал, был одет как бомж, выпивал и не имел никаких целей, то после удивительной встречи с давней возлюбленной и с дочерью, о существовании которой он и не подозревал, его внешность, манера разговаривать и само отношение к жизни кардинально меняется. Он понимает, чего хочет нормального семейного счастья, а остальное становится несущественным, даже сама Смерть. И он готов идти хоть на край света, хоть в царство вечного сна, чтобы сделать мечты явью. Так, незаметно для самого себя, Сторож Саша становится тем самым Настоящим Мужиком (читай – принцем) на белом коне. Кстати, белый конь тоже появляется в качестве подтверждения тезиса, что Сторож — Тот Самый Мужчина. Конечно, не без помощи Йога Харитоныча (Игорь Дудоладов), отмеченному проблеском божественности.

Через метафорический узор сюжета спектакль «Лодочник» предлагает зрителям поразмышлять над вечными вопросами о поиске смысла жизни и осознания страха перед неизбежным. О том, что всем однажды придётся ступить в эту лодку и или Харон, или Харитоныч, или простой Сторож переправит нас на другую сторону, где нет ветра, нет запахов, нет жизни.

Только одна мысль, которая не давала покоя весь спектакль — а все ли заметили, что лодка Сторожа в итоге всё-таки может плыть обратно в мир живых?...

Текст: Дарина Львова

Фотографии Александра Разумнова

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения