Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > «Бледная манера» Валерия Вальрана

«Бледная манера» Валерия Вальрана

Открытие выставки натюрмортов Валерия Вальрана «Бледная манера» состоялось 15 марта в галерее «Борей». Художник экспериментирует с искусственно созданным «чистым» пространством, белым кубом, помещая в него объекты. На этот раз Вальрана больше интересует именно пространство вокруг предмета, а не сам предмет. В открытии выставки принял участие философ и публицист Александр Секацкий. Он пишет сопроводительные тексты к выставкам Вальрана для буклетов и каталогов с 1990 года. Каталог выставки с вступительными тестами самого художника, Секацкого и искусствоведа Глеба Ершова можно найти в книжном магазине галереи.

Мы поговорили с Валерием Вальраном о его новом проекте, который вы можете увидеть в «Борее» до 2 апреля.

«Валерий Вальран продолжает свою исследовательскую программу – можно сказать, возвращается к теме, которой сохраняет пожизненную верность. Перед нами вновь прозрачные сосуды и жидкости, а также свет и фон, который можно назвать пространством, но не обязательно пространством, находящемся в состоянии полной готовности: скорее пространство дано в процессе изготовления и развертывания», — Александр Секацкий.

«Для своего нового проекта «Бледная манера» Валерий Вальран создал специальное пространство – короб, в котором убрал переднюю стенку, остальные выкрасив в нужный цвет, данный едва-едва, намеком. В эту идеальную стереометрию были помещены предметы из стекла – банки, бутылки, колбы, стаканы. Был создан чистый, стерильный мир, как будто предназначенный для проведения научного исследования, имеющего отношение к оптике. Действительно, серия холстов, написанная художником на основе сконструированной для его натюрмортов трехмерной модели, представляет собой предельно ясный в своей логической последовательности эксперимент. Задача его – наблюдение за тем, как взаимодействуют предметы с пространством, друг с другом и со своими отражениями, ибо на определенном этапе появляется зеркало. Здесь важен даже не сам итог, но процесс – каждая работа взывает к созерцанию, почти буддийской отрешенности», — Глеб Ершов.

ОКОЛО: Как долго вы работали над этой серией? В анонсе галереи сказано, что это тема, которую вы развиваете всю жизнь.

В.В.: В конце 74-ого начале 75-ого я начал писать бутылки. Посуда все время присутствовала в моих натюрмортах. «Бледная манера» — такой медитативный проект: белое на белом, светлое на светлом. Никакой экспрессии, полное спокойствие. Писал его после того, как закончил проект на стихи Мандельштама. У меня была запланирована выставка в Борее, поэтому я заранее представлял развеску, шел буквально по стенкам галереи. Сначала это одинокие предметы и игра с пространством. Собственно, я никогда пространством не занимался, наоборот его упразднял в своих предыдущих натюрмортах. А здесь я работал над пространством, пытался всячески его…

ОКОЛО: Проявить?

В.В.: Проявить, трансформировать: смещал несущую плоскость, горизонтали. Начал с одиночных предметов, а в третьем зале у меня отражения. Причем два типа отражений: посуда или стоит на зеркале, или отражается в зеркале. И в последнем зале начал группировать предметы. Сначала они одиночно выстроены в композиции, потом они группируются и отражаются. Работа над проектом заняла у меня примерно полтора года. Работал каждый день.

ОКОЛО: Как в белом пространстве проявляется цвет?

В.В.: Это очень выбеленный цвет, в каждом цвете много белил. В первом зале все более-менее в оттенках серого, а во втором немного больше цвета и теплого, и холодного. Если вы возьмете любую экспрессионистскую работу, вы увидите, что это белые работы.

Текст и фото: Александр Шек

Добавить комментарий