Вы здесь
Главная > Музыка > Академический симфонический оркестр Московской филармонии в Петербурге

Академический симфонический оркестр Московской филармонии в Петербурге

Концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии состоялся 17 марта в Большом зале Петербургской филармонии. За дирижерским пультом был Юрий Симонов – художественный руководитель и главный дирижер оркестра с 1998 года, народный артист СССР и обладатель многочисленных почетных наград в области искусства.

Оркестр был создан в 1951 году и в 1953 вошел в штат Московской филармонии. Руководили оркестром такие выдающиеся дирижеры как С. Самосуд, Н. Рахлин, К. Кондрашин, Д. Китаенко, В. Синайский, и М. Эрмлер. В 1973 году, когда оркестр возглавлял К. Кондрашин,   оркестр получил статус академического. 

17 марта в Большом зале Петербургской филармонии не было свободных мест, и это понятно, т.к. в нашем городе один из самых известных российских оркестров не выступал более 10 лет. Программа концерта тоже вызвала интерес публики. В первом отделении были исполнены две пьесы для струнного октета, соч.11 Д. Шостаковича – Прелюдия и Скерцо, относящиеся к раннему периоду творчества композитора. Прелюдия была закончена Д. Шостаковичем в декабре 1924 года, а Скерцо – в июле 1925 года. Обе пьесы посвящены памяти друга, поэта и музыканта Владимира Курчавова.

Академический симфонического оркестра Московской  филармонии сотрудничает с талантливыми молодыми музыкантами. 17 марта с оркестром выступил солист –виолончелист Александр Рамм. Виолончелист закончил Московскую консерваторию в 2012 году, в 2010 году победил на Международном конкурсе в Пекине, в 2013 году стал лауреатом Paulo Cello Competition в Хельсинки, а в 2015 году получил II премию и Серебряную медаль на Международном конкурсе имени  П.И. Чайковского.

На концерте А. Рамм исполнил два произведения П.И. Чайковского: Pezzo capriccioso (Концертная пьеса) для виолончели с оркестром, соч. 62 и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33.  Для исполнения Вариаций на тему рококо от солиста требуются виртуозность и мастерство, это произведение даже стало обязательным для исполнения в программе Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Подлинную виртуозность и высочайшее мастерство, продемонстрированное А. Раммом, высоко оценили слушатели. После выступления солиста долго не отпускали со сцены, а исполненный на бис небольшой фрагмент произведения был встречен еще более громкими аплодисментами. 

Во втором отделении была исполнена Симфония №1 С. Рахманинова. Интересно, что первое исполнение этой симфонии состоялось ровно 125 лет назад — 15 марта 1897 года в Зале Дворянского собрания под управлением А. Глазунова и было провальным. В прессе обвиняли С. Рахманинова в эклектизме. После неудачи с симфонией композитор находился в состоянии творческого кризиса и практически ничего не сочинял в течение трех лет. В письме А.В. Затаевичу в мае 1897 года композитор писал, что сам не может разобраться в своих впечатлениях после исполнения своей первой Симфонии: «Или я, как некоторые авторы, отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так…».  Через 20 лет, в 1917 году в письме Б.В. Асафьеву С. Рахманинов писал о провале первой Симфонии: «Проваливались хорошие вещи неоднократно и еще чаще плохие нравились».

Интересна история возрождения симфонии. Она не была издана, местонахождение партитуры было неизвестно. В 1944 году в архиве Ленинградской консерватории А.В. Оссовскому, музыковеду и музыкальному критику, удалось отыскать «оркестровые голова». По этим «оркестровым голосам» и была произведена реставрация симфонии сотрудником Ленинградской филармонии Б.Г. Шальманом под руководством А. Гаука. «Вторая премьера» Симфонии №1 под управлением А. Гаука прошла с огромным успехом в Москве 17 октября 1945 года.

Исполнение Симфонии №1 под управлением Ю. Симонова 17 марта 2022 года было восторженно встречено слушателями.

Текст: Наталья Шек

Добавить комментарий