«Musica ricercata»: концерт-церемония в Мальтийской капелле

Концерт-церемония «Musica ricercata» (изысканная музыка), придуманный Мариной Худых (пианист, performance artist), состоялся в Мальтийской капелле Воронцовского дворца 19 февраля. Музыка Дьердя Лигети, Арво Пярта, Джона Адамса и Хильдегарды Бингенской для фортепиано, баяна и вокала прозвучала в исполнении Марины Худых, Владимира Розанова и Анны Факовой. При участии перформеров Александра Середина, Медины Абдуллаевой, Анастасии Манзюк и Владимира Царюка. Хореограф Васил Панайотов.

Название проекту дало одноименное сочинение Дьердя Лигети. Электронная программка, предложенная всем слушателям перед началом концерта, содержала не только список произведений, но и небольшой манифест Марины Худых. В нем содержался призыв задуматься о том, что мы видим, и чего не хотим замечать. Призыв взглянуть на себя и мир вокруг по-новому, превратить свой защитный барьер в пространство для творчества.

Во время концерта перформеры строили стену из картонных коробок, а затем "раскрашивали" ее, наклеивая кусочки цветной бумаги. После концерта мы обсудили с Мариной процесс создания концерта-церемонии.

ОКОЛО: Сначала возникла идея перфоманса или сформировалась музыкальная программа?

М.Х.: Нашлось место! Мальтийская капелла такое замечательное, необычное, труднодоступное пространство: захотелось сделать что-то церемониальное, но не слишком претенциозное, а земное, человечное. Мне кажется, что есть такой ритуал – каждый  день строить счастье своими руками. А программа складывалась долго и мучительно.

ОКОЛО: А звучало все легко и органично.

М.Х.: Спасибо, это потому, что я много ночей не спала — переставляла, перепридумывала. Местный рояль очень звонкий, открытый, а акустика капеллы усиливает эти свойства инструмента. Хотелось играть произведения минималистичные. В частности, музыка Арво Пярта – сакральный минимализм. Лигети – пример такого торжественного шествия, во время которого перформеры выстаивали стену, которую они в итоге «разрисовали». Краски мы здесь использовать не можем, заменили их цветными стикерами, и в результате получился арт-объект. Джон Адамс – репетитивный минимализм. В кульминационный момент программы хотелось такого цветного путешествия, а пьеса «Фригийские врата» это ведь про стыки цветов. В музыке Адамса паттерн сменяет паттерн, это же все звуковая палитра: и цвета сменяют цвета, собственно, что было отражено в процессе перфоманса. Это как впечатления в нашей жизни меняют друг друга или эмоции! В общем, в финале хотелось дать красок, но уйти в покой и в удовлетворение в итоге. И в конце — пьеса «Зеркало в зеркале» тоже не просто так: хотелось предложить зрителям присмотреться к своим ощущениям. 

ОКОЛО: Значит, финал хотелось сделать умиротворенным? Но ведь в тексте поется «В горах мое сердце, а сам я внизу». Это ведь про недостижимость мечты.

М.Х.: Мне кажется, это про то, что все-таки у нас есть мечта, и к этой мечте мы так или иначе стремимся. Кто такие пассионарии, оптимисты, визионеры? Это люди, которые всегда тянутся к какому-то идеалу, абсолютной чистоте. Но, тем не менее, мы на земле с вами находимся. Это не мешает нам создавать что-то великое, чтобы к этому идеалу приблизиться. Стараться совершенствоваться, делать что-то лучше и, самое главное, делать это честно. Сегодня у нас было, конечно, немного наивно, но иногда так устаешь от внешней паники, от всякой чернухи, от ужасных новостей…

ОКОЛО: Как раз хотел спросить: выбор темы вашего перфоманса – результат внутренних переживаний или внешнего воздействия?

М.Х.: На самом деле, мне кажется, это лейтмотив моего творчества! Я хочу дать покой, дать надежду, дать отдохновение, дать вдохновение, зажечь искру к созиданию, к созданию. У меня есть большой проект, который абсолютно про это: любой может быть художником, любой может создать шедевр из своей жизни!

ОКОЛО: Что будет с проектом, который вы представили сегодня?

М.Х.: Хотелось бы это повторить! Усовершенствовать, что-то добавить, расширить.

ОКОЛО: Сегодня вы впервые играли в Мальтийской капелле?

М.Х.: Да! И нам очень понравилось сотрудничать с «Атриум Классика»! Я выражаю благодарность от себя лично и от лица участников. Мы уже в процессе обсуждения будущих планов.

ОКОЛО: Когда состоится ваше следующее выступление?

М.Х.: Каждую пятницу у нас в пространстве на Саперном проходят камерные концерты. В ближайшую пятницу 25 февраля я исполню музыку современных композиторов Сысоева, Карманова и Раннева.

Вопросы и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения