Вы здесь
Главная > Театр > «Мата Хари»: «смерти не существует!

«Мата Хари»: «смерти не существует!

Мата Хари. История этой знаменитой шпионки и соблазнительницы овеяна массой тайн и загадок. Её необыкновенная жизнь со сменяющимися декорациями, головокружительными приключениями и авантюрами, сжигающей любовью и предательством — готовый сюжет для романа. В кино роль Мата Хари исполняли такие дивы, как Грета Гарбо, Жанна Моро, Сильвия Кристель.

Режиссер Камерного театра Малыщицкого Петр Шерешевский в спектакле по пьесе драматурга Елены Греминой «Глаза дня» («Мата Хари» в переводе с малайского — «глаза дня», солнце) не пытается докопаться до истины о судьбе Мата Хари — была ли ее шпионская деятельность настолько важна/вредоносна, да и была ли она вообще шпионкой? Он рассказывает историю об уязвимости и беззащитности перед теми, кого мы любим, оборачивая ее в необычную, нарочито гротескную форму — спектакля-кабаре, полного сатиры и абсурда.
«Фильмовая мелодрама 1928 года о жизни, любви шпионки МАТА ХАРИ в пяти фильмах» — объявят с импровизированной кроваво-красной сцены (художник Надежда Лопардина) с лампами-софитами, микрофонами и музыкальными инструментами герои в чёрно-белых костюмах — не забыв представиться, словно надев условные маски на выбеленные лица.

Каждый из них продемонстрирует магию перевоплощения, исполняя по две роли — две ипостаси одной личности: трепетная Ханна и язвительная Клод (Лидия Марковских), мученица Гертруда и авантюристка Мата Хари (Надежда Черных), скромный Вадим и яркий оратор-тапёр (Андрей Жилин), великодушный граф и пройдоха-слуга (Антон Ксенев). Лишь персонажи капитан Маклеод и Леду оба — отъявленные негодяи, грубые и беспринципные, но вместе с тем притягательные. Исполнитель — Ник Тихонов, он же — композитор безудержного, хаотичного музыкального полотна, обрамляющего повествование. В унисон музыкальным аккордам будто нервно пританцовывает и свет (мастерская работа Юрия Соколова) — как на рок-концертах. А в самые напряженные моменты он гаснет, и наступает звенящая тишина.

Каждую фильму (сценическую картину) герои цитируют максимально отстранённо и вместе с тем иронично, скороговоркой-речитативом, чтобы после пропеть ее на манер зонгов, под мощный барабанный бит, аккомпанируя на рояле, аккордеоне, электрогитаре, скрипке и балалайке.

«Звезда немого кино в припадке черной меланхолии день и ночь она рыдала красота ее увяла враги настоящего искусства изобрели звук немой померк карьера закрыта говорящие головы уродливы кокаин кончился телефон выключен жизнь не удалась появляется таинственный незнакомец». Эта самая меланхоличная звезда — Клод Франс — всеми забытая после появления звукового кино, она коротает дни в номере отеля. Как ее судьба, в прошлом юной восторженной Ханны, безумно влюбленной в графа Рауля, связана с жизнью знаменитой шпионки? Почему сыграть роль Мата Хари предложат именно ей? И кто этот загадочный тапёр, с трепетом повторяющий имя Мата Хари?

Гертруда Целле — так звали Мата Хари в той, прошлой жизни. Она была замужем за человеком старше ее, который пил, бил ее, унижал, развлекался в супружеской постели со шлюхами. Она потеряла ребенка. Она терпела и любила его. Эти токсичные отношения показаны максимально условно — Маклеод даже не притрагивается к жене, душит Гертруда сама себя, демонстрируя свою ненормальную привязанность и тягу к саморазрушению. Но Гертруда как феникс перерождается в роскошную и недоступную Мата Хари — женщину, за внимание которой бьются сотни мужчин. А выберет она вновь того единственного, кто не любит ее — русского пленного Вадима, именно ради него она будет рисковать жизнью и работать на две контрразведки. «Важно не быть любимым, а любить самому».

Мата Хари-Гертруда Целле и Ханна-Клод Франс — будто двойники-доппельгангеры, существующие в параллельных вселенных, которых тянет друг к другу — погибнув, Мата Хари продолжит жить в Клод. Обе искали славы, обе любили безответно, растворяясь в этой любви без остатка.

«Смерти не существует!» — повторяет, как заклинание, Мата Хари. И в самом деле, если помнишь о человеке, он становится бессмертным в памяти других людей. «Мы будем жить с тобой вечно. Узором на крыле бабочки. Белым песком на берегу того самого залива, где тонули когда-то субмарины… Сияющим экраном в синематографе, по которому сейчас пробегают тени… Шепотом в зрительном зале…».

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии Александра Коптяева 

Добавить комментарий