Люди, задумайтесь о войне

11 февраля на сцене Александринского театра состоялся спектакль Валерия Фокина «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Он поставлен по мотивам романа Ярослава Гашека. 

Однажды Швейк решает переписать военную историю подвигов, но суровая реальность уже давно написала все и  за всех.

Из интервью с Валерием Фокиным становится понятно, зачем вернулся Швейк в наше времяОн пришел к нам через 100 лет, чтобы проверить, поменяли люди отношение к войне, или нет. Сейчас нам важен провокационный образ Швейка.

И важен еще один момент. Швейк не только носит маску идиота, но он умеет ее снимать в моменты, когда это действительно нужно.  В первой части спектакля он играет веселого героя, во второй —  грустного. Да, Швейк надевает маску балбеса, но только потому, что иначе нельзя. Ведь вокруг творится бред.

Поэтому появление Швейка уместно в наши дни. Мы привыкаем к войнам и думаем, что они пройдут мимо нас. Но это не так. Нельзя расслабляться. Как раз, благодаря взрывам, которые происходили во время спектакля, зрители все время были напряжены.

Автора спектакля в первую очередь интересовал не беспечный юмор, который существовал в первой части романа, сколько превращение опереточно-фарсовой стихии обывательского существования в трагический гротеск мировой бойни, которая не оставляет надежд на счастливый финал. Ни на земле, ни на небесах.

Решил стать солдатом? Так посвяти этому всю жизнь. И всю смерть.

Задумка спектакля показана в последней части спектакля, когда пропадает всякий комизм, и на сцену врываются жесткие военные реалии.  Именно через тряпичные жуткие куклы нам прекрасно передали это чувство жестокости.

Несмотря на юмористическую первую часть постановки, у зрителя не должно быть улыбки на лице. Непонимание? Отвращение? Да. Улыбка и радость — нет. Уродливый комизм прекрасно сыграл свою роль. Жуть на лице, стихийное бедствие — в голове. 

Жанровое многообразие 

В спектакле смешаны жанры. Именно поэтому у зрителей возникает периодическое непонимание того, что же  сейчас происходит на сцене. Если первая часть ярко свидетельствует  о том, что это гротеск, то вторая кричит о том, что это трагедия. Эти два жанра соединяются. И рождается трагический гротеск. Именно это слияние заставляет зрителей недоумевать. Вот мы смеялись. А сейчас нам жутко. Противно.  И порой даже непонятно.

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля 

Нынче популярен футуризм. Полуголые проститутки ходят по сцене Александринского театра, трупы с войны выносят люди в противогазах, а тряпичные психоделические куклы выступают в роли тех самых покойников.

Зачем это все? Мы хотим зрелищ. И всегда будем этого хотеть.  Сценаристы 21-го века хорошо осведомлены об этом. Когда жизнь становится скучной, мы ждем чего-то нового. Например, какую-нибудь безумную картину в том же кино или театре. Что-то эдакое, чего еще не видали. И спектакль «Швейк. Возвращение» — это то самое н о в о е.

Живая реклама 

Спектакль периодически прерывается «живой рекламой» военного магазина. Появляется промоутер в костюме гранаты и раздает людям листовки магазина с военной атрибутикой.

Новый формат

Сценаристы пытались показать нам войну с другого ракурса. Если раньше существовала одна лишь трагедия, то теперь к ней присоединился яркий комизм. В сочетании двух  этих жанров рождается непревзойдённое впечатление.

Как показать войну на сцене, чтобы это было интересно? Добавить немножко комизма.

Плохорошо

Дело в том, что мнения зрителей разделились на два лагеря: одни хлопали стоя в финале, другие постоянно ждали антракта, чтобы сбежать от этого сумасшедшего спектакля.

Постановка могла ударить по психике. Но вместе с этим и открыть глаза на правду. Может, мы перестанем плести бездействие в войнах?

Спектакль оказался успешным, как минимум потому, что после него начался громогласный спор. Любое произведение, которое заставляет нас о чем-то спорить — достойно успеха.

Музыкальное оформление

В спектакле звучат фрагменты музыкальных произведений Гайдмана «Гимн Австро-Венгрии», Вагнера « Вступление к опере «Лоэнгрин», Шостаковича «Allegretto из Симфонии № 8», Чернецкого «Встречный марш военных училищ». 

Костюмы

Костюмы существуют благодаря Оксане Ярмольник. И они играют важную роль в спектакле. Оксана успешно передала характеры героев при помощи их одежды.

Декорации и спецэффекты 

Золотую похвалу могут получить декорации, благодаря которым спектакль выглядит, как настоящее кино. Тут именно такой случай. Поскольку мы имеем дело с военной темой, мы должны как-то при помощи одних только декораций создать нужный жуткий эффект.  Как таковые декорации на этот раз оказались подвижными. За видеосценографию отвечала Ася Мухина.

Одно можно сказать точно — после этого спектакля никто не останется равнодушным. Вам либо понравится, либо нет. Но сходить стоит. Нечасто увидишь подобное. "Люди, задумайтесь о войне" вот, что кричит спектакль.

Текст: Ксения Махрова

Фотографии из открытого доступа 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения