Куда уходит детство? Спектакль для внутреннего ребенка

Современному драматургу из Петербурга Полине Коротыч удалось передать это состояние легкости в пьесе «Вадик поет свою музыку». Социально-художественный театр взялся за постановку материала и пригласил к работе, кроме своей труппы, непрофессиональную актрису. Получилась непосредственная и «домашняя» сказка в стихах. Будто друзья собрались поджемить и рассказать друг другу, что произошло на днях.

Сюжет произведения — классический путь героя. Мальчик Вадик (та самая непрофессиональная актриса Алиса Лютер) выходит из дома с идеей построить свое государство. По дороге он обретает друзей, которые, к слову, всегда находят друг друга (этот мотив оказывается главным в пьесе). Когда он вернется домой, окажется, что его не было всего час! А казалось — целая жизнь прошла: Вадик успел возвести  и разрушить город, встретить и потерять любовь. Помните, как в детстве текло время? И все это время рядом были верные друзья: модная синица (Алина Король), кот-семьянин  (Павел Панков) и Света (Аня Дразнина).

Пьесу нельзя отнести исключительно к детским текстам: произведение разделено на две части – стихотворную и прозаическую, что на мой взгляд служит явной метафорой взросления героя и его перехода из состояния внимающего в позицию рефлексирующего. Но перейдем к конкретной постановке.

В целом, в спектакле очень много этюдных моментов: периодически ровную декламацию текста прерывают музыкальными джемами, отыгрыванием междустрочных полутонов. Получается разноцветное полотно, будто перед нами не актеры, а художники, а сцена превращается в большой холст, на котором разбрызганы фантазии, идеи и смыслы. В игровой манере (как во время детских игр) прокручиваются с разных сторон глубокие философские вопросы: о целе творчества, роли художника, смысле любви и дружбы, о том, что такое счастье и как его найти. Режиссеру Татьяне Ра удалось бережно перенести на сцену текст, не упустив важного волшебства детской сказки и подсвечивая глубину текста.

Художник Алина Михайлова и мастер по свету Николай Афанасьев превратили сцену (по факту — три пластмассовых стены, подвешенные в пространстве и кусок белого пластика на полу) в трансформер, который превращается то в комнату, то в дом, то в улицу, а из обозначений место действия — только пара предметов, цветочные горшки и фломастеры. Все верно: детский спектакль нужно создавать инструментами из детских игр!

Настроение постановке задают музыка и цветопись. Все герои одеты в доминанту желтого цвета и только одна актриса выходит из этого яркого образа, в очередной раз подчеркивая — выпадая из фантазий, мы погружаемся в бесцветный мир.

Кроме художественного креатива в спектакле особенно выдающаяся музыкальная работа. Композитор Евгения Натанова обозначает пьесу как саунд-драму: «Мы искали особое звучание, особую иронию звучания текста. Создавали атмосферы и играли с шумовым оформлением, как играют дети. Мы работали с ритмом текста, речитативами, повторяемостью, мело декламированием. В итоге мы сделали так, что среди депрессивных петербургских рефлексий возникла яркая комета с музыкальным текстом и необычными сюжетными поворотами».

Споры вокруг актуальности литературной классики вечны, как и темы, которые она поднимает. А тут — ИКЕА, Твиттер, ретрит и прочие спутники жизни современной молодежи. Все «модные словечки» тут же поясняются (это предусмотрено пьесой), так что старшему поколению не придется хмурить лоб и вздыхать от того, что молодежь говорит на другом языке.

Такие постановки непременно стоит смотреть всей семьей, а еще лучше — устраивать душевные вечера чтения вслух или обсуждения спектакля за чаем после просмотра. Спасибо СХТ за свет: в произведении столько солнца и непосредственности, что хватит на весь февраль в мрачном Питере!

Текст: Елена Свиридова 

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения