Балет на стихи. 100 лет со Дня рождения Юрия Левитанского

10 февраля исполнилось 100 лет со Дня рождения Юрия Левитанского, малоизвестного поэта прошлого века. О нем говорили как о писателе интеллектуального склада, вдохновляющимся бытовыми наблюдениями. Вы, возможно, слышали его тексты «Диалог у новогодней елки» и «Каждый выбирает для себя».

Владимир Варнава, известный больше как хореограф («Ярославна.Затмение» и «Дафнис и Хлоя» в Мариинском театре, «Левша» в Театре Наций) и Чулпан Хаматова (ведущая артистка «Современника») объединились в творческий тандем для того, чтобы напомнить, какой была поэзия Левитанского, раскрыть структуру стихотворений и вынуть из них смыслы и импульсы, которые побуждали поэта к творчеству. Так появился спектакль «УтроВечер», который уже чуть больше года можно посмотреть на сцене «Современника».

Постановка начинается с типичного литературного театра: актриса в черном платье в пол декламирует стихи с листа, кроме нее – на сцене только рояль. «Всего и надо – что вглядеться» – строчка стихотворения прерывает монотонное полотно текста и взрывается спектаклем между строк.

Не театр, не музыкальный вечер – это балет на стихи. Ткань произведения ткут трое: пианистка (Екатерина Сканави), танцовщик и актриса. Все три артиста взаимодействуют между собой, находясь как будто бы в параллельных плоскостях, существуя на не пересекающихся линиях. Действительно, в спектакле любопытно использован метод Шести точек зрения Мэри Оверли: пространство, время, форма, движение, история, эмоции артистов взаимодействуют между собой как музыкальные фразы – в диалоге, наслаиваясь друг на друга, повторяя или сливаясь во многоголосье.

Вся сценография построена на межстрочных образах и мелизмах в изображении. Казалось бы грубые цвета (и артисты, и сцена одеты в черно-белую палитру) превращаются в нежные прикосновения. Стихи разрезают пространство, взгляд Чулпан проникает прямо в душу к каждому зрителю, а Владимир, как он сам часто выражается «рифмует телом».

Внутренняя структура постановки опирается на несколько сюжетов в творчестве Левитанского: встреча мужчины и женщины, поиск вдохновения и попытка сбежать от суеты. Повествование построено на контрастах: как и общая сценография пульсирует белым на черном фоне, движение перетекает в статику, крик рождается из тишины, а свет появляется ручным фонариком из тьмы. Артисты не стали нанизывать произведения в линейно-временном порядке, а скакали сюжетами от одного к другому, соединяя строки из разных стихотворений по смыслу: кажется, так работает память. В какой-то момент эти линии объединяются, стихи превращаются в прикосновения к клавишам, голос разрезает воздух как движение танца, а танец растворяется и затихает шепотом. 

Действие происходит будто бы нигде: герои то ли между строк одного из стихотворений, то ли в воображении автора до того, как стихотворение прольется метафорами и рифмами на бумагу. Между ними всего шаг, но он длиною в пропасть, их руки тянутся друг другу словом, пластикой ладоней, тенью и бликом, но растворяются как туман на рассвете, так и не коснувшись друг друга. И только восход солнца – надежда на еще один день, в котором возможна новая встреча.

Несмотря на упоительную лиричность поэзии Левитанского и филигранно подчеркнутую меланхоличную атмосферу с помощью рояля (исполняли Баха, Сати, Равеля и Дебюсси), в спектакле можно увидеть «свет в конце тоннеля», почувствовать вдохновение после молчаливого отчаяния, услышать капель после затяжной зимы. И кажется, именно этой легкости и веры так часто не хватает современному театру. 

Текст: Елена Свиридова

Фотографии из открытого доступа

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения