Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > Кинетическая скульптура Виллема ван Вигеля

Кинетическая скульптура Виллема ван Вигеля

Открытие выставки кинетической скульптуры голландского художника Виллема ван Вигеля состоялось в музее «Эрарта» 21 января. Мы осмотрели экспозицию вместе с автором и горячо рекомендуем ее к посещению. Вы увидите как ранние работы художника, так и совсем новые, созданные специально для этой выставки, а легко считываемые отсылки к Малевичу и Мондриану никого не оставят равнодушными!  Выставка открыта до 15 мая 2022.

Кинетическое искусство — это художественное направление, основным выразительным средством которого является движение. Среди наиболее значимых представителей кинетизма следует вспомнить Александра Колдера, Наума Габо, Хесуса Рафаэля Сото и Владимира Татлина. Скульптор, архитектор и живописец Наум Габо (настоящее имя Наум Певзнер, 1890-1977) родился в Российской империи, изучал естественные науки и инженерное дело в Мюнхенском университете, в Париже познакомился с Кандинским, а с началом Первой мировой войны перебрался в Копенгаген. По возвращении в Москву тесно общался с Татлиным, Кандинским и Малевичем и опубликовал «Реалистический манифест», котором не только сформулировал основные идеологические положения конструктивизма, но и, как принято полагать, заложил теоретические основы кинетического искусства. Представители конструктивизма полагали, что искусство должно отражать современные им реалии индустриального общества и достижения технического прогресса. Важная роль в их работах отводилась трехмерности — неотъемлемому компоненту кинетизма. Одним из зримых воплощений новых идей стала работа Габо «Кинетическая конструкция (Стоячая волна)» 1919-1920 годов — она считается первым произведением кинетического искусства в истории западного модернизма. Эта механическая скульптура состояла из простого стального прута на черной деревянной подставке, когда стальную часть приводили в движение, она начинала колебаться, создавая иллюзию изгибающейся трехмерной фигуры. Название работы заимствовано из физики: порожденное движением прута мерцающее полупрозрачное изображение действительно напоминало «стоячую волну». Для Виллема ван Вигеля, проектирующего и собственноручно собирающего кинетические объекты, не менее важно, как проявляются в них различные законы физики.

Виллем ван Вигель родился в 1956 году в голландском городе Вагенингене. Пройдя обучение в университете по специальности «преподаватель изобразительных искусств», Виллем представил в качестве дипломного проекта свой первый кинетический объект. Художник работал над рельефом с использованием 24 схожих треугольных элементов, он перекладывал их в поисках идеальной композиции, и ему понравились все найденные варианты. Тогда он и создал свой первый кинетический объект из подручных материалов и привода от стиральной машинки. Впоследствии, попробовав свои силы в других техниках, ван Вигель полностью сконцентрировался на динамических работах.

Вслед за «Манежем» и «Севкабель портом», где было представлено много работ русских кинетистов, пришёл черед «Эрарты». Нидерландский художник впервые представляет свои работы в России и, в отличие от российских коллег, использует в своем творчестве компьютеры и механизмы, которые намеренно прячет от зрителя, ведь они не более чем средство достижения цели — визуализации хода времени.

На выставке можно проследить становление и развитие художника. Как заметил сам автор, механизмы претерпели большие изменения, а в последних работах элементов стало гораздо больше, и сами механизмы стали гораздо сложнее и надёжнее. Рассказывая об одной из ранних работ, Виллем ван Вигель упомянул, что использовал моторчик для дворников автомобиля и велосипедную цепь.

Специально для Эрарты была создана «Динамическая структура» — это интерактивная многометровая аллея пластиковых «деревьев», среди которых можно свободно перемещаться, и где зритель сможет ощутить себя частью созданного художником мира. Это совсем не тот арт, который мы привыкли видеть в музеях за стеклом.

Также здесь вы повстречаете диптих с парящими кругами. Художник пояснил, что вдохновлялся чёрным кругом Малевича: «Я исследую движение, а Малевич большее значение предавал форме и считал, что супрематические фигуры по своей сути невесомы и как бы парят над белой поверхностью«. Эту парящую невесомость и попытался передать автор.

Простые формы, линии и базовые цвета в его произведениях приходят в движение, создавая мобильные композиции. В своем творчестве художник вдохновлялся также своим знаменитым соотечественником — Питом Мондрианом.

Произведения Виллема ван Вигеля были представлены на многих престижных художественных ярмарках, в том числе на Art Cologne, Art Paris и лондонской Kinetica Art Fair. Выставки автора проходили в ряде крупных музеев, среди которых Museum Kranenburgh в Бергене (Нидерланды), а Американский институт архитекторов в Вашингтоне (округ Колумбия) поручил ван Вигелю реализовать специальный проект под названием «Подними глаза». Работы художника также находятся в частных собраниях по всему миру.

Текст: Юлия Тошина
Фото: Александр Шек

Добавить комментарий